Над задачей плачут — нужно ли домашнее задание в школах?

Отмену домашнего задания в школах сейчас активно обсуждают в России. Одни считают, что домашка нужна, так как помогает лучше усвоить материал. Другие уверены: она крадёт детство, а из-за больших нагрузок дети теряют интерес к учёбе.

Родители жалуются, что в школе детям задают слишком много, свободного времени на отдых и занятия спортом почти не остаётся.

— Мой сын учится в пятом классе. Из школы приходит около двух часов дня. И часто до вечера сидит над уроками: в день задают по три-четыре предмета. Два раза в неделю посещает бассейн. В планах в ближайшее время отдать на футбол (там две-три тренировки в неделю) и добавить занятия у репетитора по английскому языку. Но из-за уроков боюсь, что не потянет, да и ребёнку нужно отдыхать. Лучше бы вместо уроков больше времени проводил на свежем воздухе, — сетует мама школьника Елена.

У каждого третьего старшеклассника — проблемы со зрением

Сейчас по санитарным нормам и правилам на выполнение домашнего задания во 2-м классе должно уходить не более 1,2 часа, в 3–4 классах — 1,5 часа, 5–6-м — 2 часов, 7–8-м — 2,5 часа, 9–11-м — не более 3 часов. Первоклашкам ничего не должны задавать на дом весь учебный год, рассказала и. о. заведующей отделением гигиены детей и подростков Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Наталья Чеховская. 

Но реально времени на домашку чаще всего уходит куда больше. Родители считают: это негативно сказывается на здоровье детей.

По данным ГУ «Гродненский зональный центр гигиены и эпидемиологии», в 2017 году основными заболеваниями в 1-м классе являлись патология речи (24,4 %), патология зрения (9,2 %), плоскостопие (9,1 %). К этим болезням в 4-м классе добавляются заболевания ЛОР-органов (5,2 %), в 5–9 классах — нарушения осанки (5,2–10,1 %), в 8–11 — заболевания органов сердечно-сосудистой системы (6,3–11,5 %).

Уже в старшей школе каждый третий ребёнок имеет проблемы со зрением, у почти каждого десятого ученика нарушения осанки и заболевания органов сердечно-сосудистой системы. Одна из причин развития заболеваний — неправильная рассадка в классе, непроведение физкультминуток, динамических перемен и т. д.

Домашка нужна, но не в таком виде

Педагоги уверены: самостоятельная работа дома обязана быть, но она должна быть дифференцирована.

— Мы учились шесть дней в неделю и по шесть уроков в день. Тогда интернета не было: подсмотреть, как сделать, почерпнуть какую-то идею было негде. И то, что сегодня многие пользуются интернетом, потому что там есть решебники, — тоже не выход. В таком выполнении домашнего задания смысла действительно нет, — говорит преподаватель с большим стажем работы одной из гродненских школ.

По её мнению, домашнее задание нужно дифференцировать в зависимости от способностей ребёнка. К примеру, одному достаточно повторить и закрепить то, что делали на уроке, а другому нужно развиваться.
Кроме того, считают педагоги, домашка — это способ занять ребёнка, чтобы не было времени на гаджеты.

— Много родителей контролируют, сколько времени их сын или дочка проводят за компьютером или в телефоне? Разве от этого зрение или осанка не портятся? Ещё неизвестно, что из этого больше влияет на здоровье детей, — говорит педагог.

Обучить за урок 25 учеников невозможно

По словам педагогов, домашнее задание нужно, так как не все дети за урок могут усвоить материал. К тому же это ещё и вопрос актуализации знаний.

— Например, у меня один урок в четверг, а следующий — в понедельник. За это время дети всё забыли, и если не учили дома, придётся начинать урок с повторения и на тратить на это 20 минут. На новую тему времени остаётся меньше, — объясняет преподаватель.

В Гродненском областном институте развития образования также против отмены домашнего задания в школах.

— Понять все тонкости применения формулы или теоремы в математике, закона в физике или химии, правила в русском, белорусском или иностранном языках можно лишь решая примеры, задачи, выполняя упражнения. Успеть всё это сделать на уроке в классе, где одновременно находится 25 обучающихся, невозможно, — считает ректор ГУО «Гродненский областной институт развития образования» Светлана Сергейко. — После первого объяснения материала у ребёнка формируются лишь представления. Ребёнок не сможет даже пересказать текст, услышанный один раз. Необходимо несколько раз проработать материал. Поэтому выполнение домашнего задания позволяет скорректировать и закрепить знания и умения, полученные на учебном занятии, перевести их в компетенцию.

…А что думают родители?

Оксана, двое детей, 7-й и 11-й классы:

— Конечно, родителям было бы комфортнее, если бы домашнего задания не было. Очень важный и сложный, на мой взгляд, момент — настроить ребёнка с самого начала на то, что это его обязанность, которая не обсуждается. Я считаю, домашние задания нужны. Это, во-первых, закрепление знаний. Во-вторых, наработка навыка умения правильно организовать время — такой тайм-менеджмент для школьника. В-третьих, приучение к самостоятельности. К слову, я заметила, что когда д/з бывает много, дети лучше мобилизуются. Но это с учётом, что такое происходит не часто. При этом они успевают посещать секцию по плаванию, музыкальную школу и факультативы по математике и физике.

Владислав, двое детей, дочь учится в 3-м классе:

— Когда я учился в лицее, нас гоняли гораздо больше: домашних заданий там, кроме математики, почти не было, но в школе я проводил весь день, с 8:00 до 19:00. Сейчас на уроки дочка тратит около часа-двух. И домашнее задание нужно, поскольку в школе не дают необходимого объёма знаний для закрепления и развития ребёнка. К примеру, задали выучить таблицу умножения, а как легче её запомнить и понять, не объясняют. К тому же к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, и за 45 минут тему не каждый может усвоить.

Алёна, двое детей, 2-й и 8-й классы:

— Домашнее задание однозначно нужно: так можно закрепить материал, и я сама могу проконтролировать, что и как ребёнок понял/знает, и, если что-то непонятно, объяснить, доучить. Старший уроки делает сам, обычно полутора-двух часов ему достаточно. Дочка во 2-м классе тратит на домашку около часа, притом что может предварительно написать в черновик, а затем переписать. Оба ребёнка посещают несколько секций. Если в определённые дни нагрузка в школе больше, стараемся уроки сделать заранее.

Александр, двое детей, 3-й и 8-й классы:

— Сфера образования должна быть самой консервативной. Бесполезнее идеи, чем отмена домашнего задания, представить сложно. Дома ученик самостоятельно закрепляет полученный в классе материал, сам думает. У него есть обязанность — выполнить важную для него работу. К примеру, в Японии и Китае вся радость детей — учиться, чтобы успешно встроиться в социум. Дети интенсивно заняты, а каникулы используют, чтобы подтянуть предметы. При желании и мы всё можем, вопрос в векторах желаний. Не успеваешь, подправь в организации времени. Порой ведь не домашнего задания много, а много отвлекающих факторов.

Что касается совмещения секций и кружков, то тут надо расставить приоритеты, кого хотите вырастить: хоккеиста, музыканта или дать образование. Если же видно, что ребёнок не успевает, стоит выбирать учёбу, а из спорта и художеств сделать увлечение.

Вижу, что домашнее у моих дочки и сына вполне доступно среднему школьнику. Только старайся. Много времени занимает домашка по английскому: составление текстов, тетради. Вот тот случай, когда весь объём можно давать на уроке: в сетке расписания часов на иностранный много, да и занимаются мелкими группами.