Судьба автовокзала и строительство нового моста — каким будет Гродно через 10 лет

Где построят высотки в 19 этажей, а где станут дома частного сектора, когда появятся новые мосты и что будет с автовокзалом — о том, какие изменения ждут облик города, рассказали главный архитектор города Дмитрий Вабищевич и начальник отдела реализации генплана управления архитектуры и градостроительства горисполкома Ольга Борейко.

— Сейчас разрабатывается новый генплан города. Предыдущий, 2003 года, во многом утратил свою актуальность: изменились границы города, переданы территории бывших военных городков, уровень автомобилизации населения превысил самые смелые расчёты — жизнь внесла свои коррективы в планы и прогнозы. Новый генплан будет ориентирован на то, чтобы сохранить исторический центр, ведь он является историко-культурной ценностью Республики Беларусь первой категории. В целом, генплан сохраняет преемственность предыдущего, но будет рассчитан на два этапа по пять лет каждый и будет более лояльным к сохранению индивидуальной застройки, — говорит Дмитрий Вабищевич.

Возьмутся за Грандичи

В ближайшее время город будет расти на север. Новый жилой район Грандичи начнут застраивать в четвёртом квартале этого года. Поначалу возведут только четыре микрорайона.

На юг города, в Ольшанку, строители вернутся не раньше чем через пять лет. Сейчас здесь из 18 планируемых возведены только 4 микрорайона, завершается застройка Южного-3. Продолжается строительство объектов социальной инфраструктуры: будут детские сады, школа, торговые и культурные центры, мини-рынок, поликлиника.

Где вырастут многоэтажки

В ближайшей перспективе начнутся работы на территории бывшего военного городка на Лидской улице.

Продолжится строительство 19-этажных домов. Первые, в переулке Поповича, уже стали привычными в панораме города. Сейчас ОАО «Гродножилстрой» возводит три высотки на Фолюше и две — в микрорайоне Девятовка-4. В перспективе дома повышенной этажности появятся на Магистральной улице и на пересечении улиц Дзержинского и Курчатова (на месте бывшей деревни Девятовка).

Тем временем полным ходом идёт строительство многоэтажек в Колбасино. Параллельно создаётся инфраструктура. В частности, Гродножилстрой купил с аукциона участки под магазины.

Частному сектору быть

Целый район частных домов появится за Погоранами. По размеру он будет примерно такой же, как существующий. Эта часть недавно вошла в городскую черту.

В Барановичах начали строить 7-й микрорайон. Всего их будет 12. Частный сектор развернётся на окраинах города — в Ольшанке, Зарице, Грандичах и Погоранах. Хороший пример, считает архитектор, это Лососно-4, когда инвестор подводит коммуникации, строит дороги и дома, а затем продаёт жильё в готовом виде. Но в таком случае квадратный метр будет стоить дороже.

Продолжится уплотнение существующей частной застройки, в том числе и в Колбасино.

Часть улицы Советских Пограничников — за универсамом «Октябрьский» и до улицы Гоголя — уже продана инвестору. В перспективе снос частного сектора коснётся и противоположной стороны улицы Советских Пограничников.

— После уплотнения бывшей деревни Вишневец несколько участков выставили на аукцион, но желающих там приобрести землю не нашлось. Зато в Фабричном участки расхватали как горячие пирожки, — признаётся Дмитрий Вабищевич.

Продлят улицы и построят мосты

Проспект Строителей соединят с улицей Поповича. Новая дорога планируется вместе с застройкой участка на Весенней улице. Улицу Островского продлят до зоопарка, а прилегающие территории застроят.

— Проекты прошли общественные обсуждения, сейчас находятся на экспертизе, идут подготовительные работы по продлению улицы Островского, — говорит Ольга Борейко.

Строительство объездных, улиц-дублеров — более дорогой, но также необходимый шаг для разгрузки исторического центра от транзитных автомобильных потоков.

— По расчётам БелНИИПградостроительства, нашему городу нужно еще минимум три автомобильных моста, чтобы исключить пробки и создать полноценное транспортное сообщение между берегами, — говорит Дмитрий Вабищевич.

Уже разработан проект реконструкции железнодорожного моста под автомобильный в районе Вишневца, который снимет напряжение с южной части города и Ольшанки и станет первым участком второго объездного кольца вокруг города.

В управлении архитектуры считают, что проблему с транспортом не решить только с помощью планирования. Скорее необходимо управленческое решение властей, например — создание сети платных парковок в историческом центре. Кто не захочет платить, может оставлять автомобиль на перехватывающих парковках, допустим, на Будённого или возле стадиона «Неман».

Что будет с автовокзалом

Недавно в городе обсуждался возможный перенос автовокзала к торгово-развлекательному центру Triniti. Пока никакой ясности в этом вопросе нет. По словам Дмитрия Вабищевича, скоро на автовокзале начнётся реконструкция. Если говорить про автовокзал на Вишневце, то он скорее станет вторым в Гродно, чем заменит существующий в центре.

Вместо подземного перехода — светофор

На пешеходном переходе на улице Горького перед кольцом возле роддома планируют установить светофор. Дело в том, что подземный переход сделать здесь невозможно, так как под кольцом находится теплокамера, от которой идут тепловые сети.

Что построят вместо кожзавода

На месте кожзавода на улице Горновых организуют временную парковку. В будущем здесь планируют построить торгово-офисный центр. Для кожзавода на Зернова, возле Ледового дворца спорта, инвестора пока нет.

Участок на Коммунальной улице продадут на аукционе под блокированную застройку (двухэтажные дома с мансардами на несколько квартир с отдельным выходом на участок).

Справка «ВГ»

Генеральный план города Гродно разрабатывает РУП «БелНИИПградостроительства». Генплан планируется вынести на общественное обсуждение в конце 2018 года.