Тайны заколоченных окон и разбитых подвалов: что скрывают гродненские «заброшки»
Недостроенный хлебозавод, покинутый военный городок, старый кожзавод, сюрреалистические объекты мукомольного комбината, тоннели, бункеры, бомбоубежища — некоторых объектов уже нет, но они остались на кадрах в хронике виртуальной группы ВК «Заброшенные дома города Гродно».
Заброшенные, но не забытые
«…Жёлто-красный лифт объекта 1161 некогда находился на поверхности. В конце нулевых сооружение не было закупорено, 9 уровень затопления грунтовыми водами составлял примерно метр, стены промерзали до основания зимой и не прогревались летом, можно было ходить, за каждый год натекало примерно до 20 см воды. После сноса защитного ангара и закупорки котлов в 2011-м условия внутри изменились. Лёд более не образовывается, среднегодовая температура установилась выше нуля. На данный момент уровень затопления — свыше 3 метров, лифт лежит под водой полностью, и его не видно из шахты. Подойти к кабине в 2017-м если и возможно, то только вплавь». Авторы фото так и не раскрыли, где находится объект 1161. («Вечёрка» уже писала о нём. Это секретный бункер Горбачёва под Волковыском.)
Фантастические фотографии и здания находятся рядом с нами — заброшенные, но не забытые. В Гродно, по данным сайта hrodna.wikimapia.org, около 40 заброшенных строений, примерно столько же — и в Гродненском районе. Больше всего их в центре города или недалеко от него — на улицах Мицкевича, Калючинской, Урицкого, Студенческой.
«Кривой» дом на Большой Троицкой
На страничке группы «Заброшенные дома города Гродно» много таинственных фото. Создатель группы — гродненка Екатерина Кулаковская, менеджер по образованию. Вот уже 15 лет она интересуется заброшками, фотографирует их, а три года назад начала выкладывать снимки с аннотациями в соцсеть.
Поначалу девушка публиковала только фото, а когда увидела, что аудитории это интересно, стала гулять по городу, снимать заброшенные дома и делать посты в интернете с пояснениями: кто жил, как использовались, чем уникальны для города.
— Я не люблю историю как таковую, хотя мои родители — историки, а бабушка — бывший директор гродненского исторического архива. Мне больше интересна архитектура и здание внутри: лепнина, высота окон, потолков, планировка, — говорит гродненка. — Раньше дома строили со смыслом. Например, в бывший дворец Четвертинских, что находится между главным корпусом ГрГУ и парком Жилибера, внутрь было трудно попасть, так как много входов и каждый из них открывает только часть здания внутри. Когда я наконец попала в центральную часть, увидела внутри две винтовые лестницы, в потолке — витраж, а под ним разноцветный фонарь. Когда на него попадает солнечный свет, лестница освещается.
В «кривом» доме начала ХХ века на Большой Троицкой улице стены в каждой из комнат кривые и разной длины. Печи разбиты. Объект уникален и по внешнему виду, и по интерьеру. Согласно сводкам, где-то есть ещё один подобный дом. В них не было ванн и туалетов. Знакомый архитектор рассказал, что специально строили «криво», чтобы удобнее было отапливать помещения.
В архиве Екатерины десятки фотографий заброшек изнутри. Девушка говорит, что знает историю каждого здания. Некоторые из них уже снесены. Например, дом возле ликёро-водочного завода на Виленской улице: один его этаж был деревянный, второй — каменный.
В планах девушки — издать книгу с этими фотографиями. Снимки будут интересны именно тем, что показывают интересные городские постройки не снаружи, как, допустим, в книге известного краеведа Виктора Саяпина. Сейчас она собирает нужный материал. Несколько лет назад её фотоархив стёрся, бесследно исчезла часть уникальных фото. Теперь девушка пытается восстановить утерянное.
Заброшки оккупировали дети
Между тем любителей заброшек не так уж и мало. В интернет-группе — более 1200 человек. Они находят объекты, осматривают, фотографируют, ищут исторические факты, делятся любопытными фото из других городов Беларуси. Они называют себя «…коллекционеры современных уголков, которые не демонстрируются для туристов».
Вместе с участниками видишь старые, никому не нужные вещи, обшарпанные стены, выбитые рамы окон. Но многих манит неизведанность, эти опустошённость, отчуждение…
В комментариях между собой участники обсуждают, где конкретно находится то или иное здание, что могло происходить на этих участках ранее. В одной из записей обсуждали, что на дне карьера в Лососно предположительно лежит 9-метровый экскаватор, а при съёмках фильма затопили целый грузовик.
Раньше указывали адреса объектов, сейчас — нет: их находят подростки, бьют окна, да и привлекать к ним публику небезопасно, ведь большинство из них находится в аварийном состоянии.
Участники группы рады, когда строение восстанавливают, как гостиницу «Гродно» (там было снято немало «грустных» кадров). Однако заброшки могут стать уникальными для туристических маршрутов, открывая новые грани нашего прошлого.
Фото из группы Вконтакте «Заброшенные дома города Гродно» vk.com/zabroshennye_doma_grodno