Back in USSR Виктора Саяпина: как сложилась судьба советских пивнушек

Что теперь в советских пивных «Уралочка» и «Волга»?

Магазины-«керосинки», бомбоубежища, пивные павильончики и даже советские двери в зданиях сохранились в городе со времён СССР. Поищем приметы советской эпохи в привычных для гродненцев местах.

Говорит и показывает… «Звёздочка»

В центре нашего города на Социалистической улице вот уже вторую сотню лет перед гродненцами гостеприимно распахивает двери кинотеатр «Красная звезда». В 1914 году его на личные средства построил капитан Сергей Монастырский, и получил тогда этот дом кино название «Эден». С приходом советской власти в сентябре 1939 года он был переименован в «Красную звезду». С тех пор это название закрепилось за старейшим в Беларуси кинотеатром. А гродненцы его любовно называют «Звёздочка».

Примусы вместо газовых плит

Небольшое, с виду неприметное строение на улице Кохановского время сильно изменило, хотя ещё просматриваются очертания бывшего керосинного магазина — «керосинки». Небольших лавочек по продаже этого топлива в Гродно было много, так как после войны у горожан почти не было газовых плит, а в быту повсеместно использовались примусы и керогазы, которые заправляли керосином. Поэтому такие магазинчики находились в пределах шаговой доступности: к примеру, на углу улиц Шоссейной и Николаева, на Большой Троицкой, на площади Советских Пограничников, в районе «пьяного угла». «Керосинка» на улице Кохановского, пожалуй, единственная уцелевшая.

Пивные павильоны собирали за день-два

До наших дней достояли небольшие павильончики на улице Титова и Суворова — бывшие пивные «Уралочка» и «Волга». На Титова это по-прежнему предприятие общественного питания, на Суворова — магазин. Строились такие павильоны очень быстро (за день-два) из сборных конструкций. Носили разные названия, причём весьма далёкие от предназначения заведений: «Лилия», «Каштан», «Мечта», «Ветерок», «Турист» и другие.

К предприятиям общественного питания, которые сохранили интерьер советского периода, в Гродно можно отнести, пожалуй, только столовую на Виленской улице. Когда переступаешь её порог, будто попадаешь в другую эпоху. На мой взгляд, это место следовало бы сохранить в первозданном виде и использовать в туристических целях, как, например, в парке Грутас литовского Друскининкая.

Воду брали из колонок

В послевоенные годы в Советском Союзе почти все жилые и общественные постройки делали с бомбоубежищами. О его наличии можно догадаться по бетонным сооружениям — вентиляционным колпакам рядом со зданием. Сегодня в Гродно их осталось немало.

В послевоенные годы центральное водоснабжение было только в многоэтажных домах, а жители частного сектора брали питьевую воду из водоразборных колонок. Эти нехитрые сооружения и сегодня встречаются в некоторых отдалённых уголках города. До недавнего времени они были и в центре.

Двери открываются… в 70-е

Прогуливаясь по городу, увидишь и другие, практически неприметные чёрточки советского прошлого. Так, входная дверь в бывший Дворец культуры текстильщиков «ведёт» в 80-е годы прошлого столетия. Возьмёмся за дверную ручку одной из дверей Нового замка — прикоснёмся к той же эпохе.

Дверь проходной бывшей Гродненской фабрики художественных изделий на улице Свердлова ещё недавно напоминала о 70-х. Славное своей историей предприятие давно прекратило существование. Фабричное здание перестроено, а проходная ещё некоторое время оставалась в советской эпохе. Не только дверь, но и бетонный барельеф с васильками на стене.

Таблички с обращениями к жильцам

В одном из уголков городского парка имени Жилибера притаился маленький деревянный домик — один из старейших в городе и единственный уцелевший пневматический тир, он из 50-х годов.

И ещё одна сохранившаяся примета советской эпохи: в 70-е на стенах коммунальные службы укрепляли металлические таблички с различными предупреждениями и обращениями к жильцам. Сегодня эти «записки» из прошлого ещё кое-где попадаются. К раритетам советской эпохи можно отнести и указатели с названиями улиц: Октябрьская, Пролетарская, Мопровская, Кирова, Ленина. Их устанавливали в 50–80-е годы.