Передышка от экшенов и низкосортных комедий: фестиваль Kinosmena меняет представление гродненцев

С 18 по 21 января в Гродно проходит международный фестиваль короткометражных фильмов Kinosmena. Премьерный показ в кинотеатре «Красная звезда» не собрал полный зал, но не оставил равнодушными тех, кто решил присоединиться к искусству короткого метра. О первых впечатлениях и о том, почему стоит потратить два часа своего времени, рассказывают корреспонденты «ВГ».

Основная программа фестиваля проходила в сентябре прошлого года в Минске. Зрители оценили 30 короткометражных фильмов, выбирая победителя прямо в кинозале. Всего в отборочном конкурсе участвовало более 2740 работ из 113 стран мира. Затем жюри составило финальный шорт-лист. Среди отобранных лент есть финалисты престижных мировых фестивалей 2017 года: так, гродненские зрители снова увидят латвийский фильм «Юст, вперёд!», впервые продемонстрированный на Манхэттенском фестивале.

В альманахе для Гродно — самые сливки: семь лучших работ этого года по версии жюри и минского зрителя. Первой была показана трёхминутная «Школа потрясения», в ироничной форме отражающая разницу в понимании окружающего мира между ребёнком и взрослым. В этом фильм перекликается с совершенно иной по настроению лентой «Весь мир для тебя», где необходимость объяснить ребёнку сложные вещи простыми словами превращается в грустную, но светлую сказку о ценности каждого мгновения жизни. Об этом же — «Время последних романтиков»: путь, выбранный героем, может удивлять и шокировать, но фильм призывает следовать мечте, невзирая на мнение окружающих и тяжесть обстоятельств. Уходить — так с музыкой!

Другую вариацию силы человеческого духа показали в картине «Стрела»: обряд инициации ХХI века оба главных героя выдерживают с честью. Проверку на прочность проходят и персонажи картины «#Когоубивать». Правда, режиссёр намекает, что пройти её вряд ли удастся. Казнь ждёт героев в любом случае, но какой она будет, каждый из них волен выбирать сам.

В целом подборка лент достаточно мелодраматична, «пробивает» на эмоции, хотя начиналась в комедийно-динамичном ключе. Катарсис достигается к финалу: слишком большую концентрацию человеческих чувств, льющихся с экрана, зритель получает под конец сеанса. Да и где ещё можно увидеть сразу два российских фильма, вселяющих веру в отечественный кинематограф после пресыщения многочисленными частями «Ёлок» и «Горько»?

Фестиваль взял высокую планку в 2016 году и продолжает расти, задавая траекторию для отечественной киноиндустрии. Организаторы радуют качественным подбором лент и проведением национального конкурса, который стимулирует режиссёров подниматься на более высокий уровень. И даже если вы никогда не считали себя поклонником короткого метра, у вас есть повод сделать передышку от экшенов-аттракционов и низкосортных комедий. А заодно подумайте, какой фильм вы бы назвали лучшим. Сделать выбор будет непросто.