Собачьи войны на Фолюше: можно ли быть жестоким, защищая детей?

На Фолюше развернулись настоящие войны из-за бродячих собак. Уже пострадали дети, покусанные жильцы боятся выходить на улицу, а защитники животных просят не убивать четвероногих.

Жильцы Фолюша ведут «войны» с защитниками животных

Покусали маленького ребёнка

Несколько исхудалых дворняжек бродят по бывшему военному городку на Фолюше. Летом они живут на дачах, а осенью и зимой остаются никому не нужными. С наступлением холодов приближаются к жилью в поисках еды и тепла. Некоторые их подкармливают, специально приезжают волонтёры «Преданного сердца». Однако не все жалеют животных, даже наоборот — боятся.

— Собака покусала двухлетнего Максимку из моего подъезда. Накинулась и цапнула за подбородок, — возмущается старшая по подъезду дома № 15/194 Тамара Витальевна. — Мама шла с прогулки с двумя маленькими детьми. Пока она завозила коляску с младшей дочкой в подъезд, сын побежал на игровую площадку. Через секунду обернулась: ребёнок лежит в песочнице, а сверху собака кусает лицо. Потом они ездили на уколы.

Страдают и взрослые

— Пока я кормила собак, одна из них схватила за ногу моего отца, — рассказывает другая соседка.

— Моя внучка недавно пришла домой и её трясёт. Их вместе с подружкой около подъезда окружили собаки. Девочки стояли и плакали, пока мужчины не подошли и не разогнали свору, — продолжает Тамара Витальевна.

Волонтёры: «Они же убивают собак!»

Защитники животных не против, чтобы собак забрали с улицы. Но переживают за то, каким способом это делают.

— Сотрудники САХ их не отлавливают. Они приезжают с ружьями и отстреливают. Говорят, что усыпляют. Но когда неделю назад, подстрелили чёрную собаку она уже не подавала признаков жизни. Её упаковали в целлофан. Мы спросили, чем стреляют, они не говорят. Говорят, что только обездвиживают. Но собака бы тогда дышала, — говорит Ирина, которая почти каждый день дежурит на Фолюше для того, чтобы собак не убивали.

Нескольких щенков волонтёры забрали себе домой, сделали прививки, зарегистрировали. Хотели бы словить и других, но собаки из-за частых отловов боятся людей и убегают. Беседа двух сторон – жильцов и волонтёров – переходит в крик.

— Их же убивают! Люди, мы боремся не за то, чтобы их тут оставлять, а чтобы их не отстреливали. Надо просто отлавливать, — надрывая голос, пытается объяснить помощник волонтёров Алёна.

— Забирайте их себе домой! Целуйте их! — кричат соседи.

— У меня и так три собаки.

— Возьмите пять! Это наш дом, а они нас выжили с нашей территории. Мы в заложниках у какой-то своры. Я даже мусор выбросить не могу, — шумят жильцы.

— Вы здесь стоите, вас кто-нибудь укусил?

Пока мы разговариваем, собаки распределяются вокруг на приличном расстоянии, но никого не трогают. Большинство дворняжек отдалённо напоминает овчарок, по росту не выше колена и очень худые. Невдалеке бегают мохнатая белая собака покрупнее и чёрный приземистый пёс. Они выглядят более сытыми. Похоже, знают, где раздобыть пропитание.

САХ: «Усыпляем гуманно»

Бездомные собаки на Фолюше — неухоженные и опасные. Их становится всё больше, и они уже не поддаются контролю. Об этом говорят не только жители Фолюша, но и сотрудники САХ. Восемь жильцов Фолюша уже обратилось в больницу с укусами.

Как пояснили в САХ, бездомных собак отлавливают разрешёнными средствами. В них стреляют из специального устройства, чтобы обездвижить и привезти в пункт временного содержания животных. Там они могут находиться не больше 5 дней. После этого по закону собак усыпляют.

В САХ не против того, чтобы создать приют для бродячих животных, и даже готовы подыскать подходящее помещение. Всё упирается в отсутствие средств на содержание животных и зарплату тем, кто будет за ними ухаживать.

Возмущённые соседи и защитники животных дошли до приёмной председателя горисполкома Мечислава Гоя. Стороны решили, что в течение недели сотрудники САХ будут наблюдать за ситуацией с беспризорными животными, но не будут их ловить. За это время зоозащитники постараются отогнать животных подальше в лес. Если это не удастся, их всё же будут отлавливать.

Коммунальщики не имеют права быть жестокими

У коммунальных служб существует ответственность за то, каким способом они отлавливают животных.

— Сотрудники САХ не имеют права убивать животных на месте. Если будут стрелять из пневматики, то должны понести наказание. Но чтобы привлечь их к ответственности, должно хватать доказательств вместе с фото- и видеосъёмкой. Только слов зоозащитников недостаточно, — пояснил официальный представитель УВД Гродненского облисполкома Максим Базыленко.

В Беларуси и, в частности, в Гродно появились первые судебные решения в пользу зоозащитников. Практика ответственности за жестокое обращение с животными только складывается. Соответствующая статья в Уголовном кодексе появилась меньше трёх лет назад. Правда, такие дела ещё не стали массовыми. Обычно виновных наказывают штрафами. Так, парню, который летом обстрелял из пневматики щенка в Мостовском районе, пришлось заплатить 630 рублей. Девушка, которая осенью 2015 года взяла щенка из приюта, держала его в наморднике, била и довела до истощения, получила 4,2 млн рублей (старыми деньгами) штрафа. Мужчину, который в конце 2015 года забрал с улицы дворнягу и жестоко убил на балконе, суд приговорил к 3 месяцам ареста.

Почему в Нидерландах нет бродячих кошек и собак?

Нидерланды официально считаются страной, где нет брошенных кошек и собак. Власти страны достигли этого, не причинив им никакого вреда. Они наделили животных правами и серьёзно наказывали людей, которые жестоко обращались с питомцами или бросали их.

Что делать, если вы хотите приютить собаку?

Если хотите выбрать себе собаку, нужно приехать в пункт содержания животных на улице Дзержинского. Собак показывают в вольерах. С вами побеседуют. Если определитесь, кого взять, и сотрудники поймут, что могут доверить животное, напишете заявление и вам отдадут собаку. Сейчас в приюте около 35–38 подопечных.