«Убийство в «Восточном экспрессе»»: усы, лапы и трость
Эркюль Пуаро — усатый и пузатый зануда-бельгиец, мастер расследований среди высшего света межвоенной Европы, не терпящий насилия, но регулярно вынужденный копаться в его последствиях. Застряв в знаменитом «Восточном экспрессе» посреди снежных заносов, сыщику приходится раскрыть на редкость театральное преступление. Пуаро с помощниками неторопливо и методично допрашивает целый вагон подозреваемых, улики и догадки появляются и исчезают, а неслышно воющая за окном буря понемногу закрадывается льдом в сердце... Но лишь в сердце читателя, увы.
Убийство в «Восточном экспрессе» / The Murder on the Orient Express
Режиссер — Кеннет Брана
В ролях: Кеннет Брана, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джуди Денч, Джонни Депп, Джош Гад, Дерек Джекоби, Лесли Одом — мл., Мишель Пфайффер, Дейзи Ридли
Эркюль Пуаро — усатый и пузатый зануда-бельгиец, мастер расследований среди высшего света межвоенной Европы, не терпящий насилия, но регулярно вынужденный копаться в его последствиях. Застряв в знаменитом «Восточном экспрессе» посреди снежных заносов, сыщику приходится раскрыть на редкость театральное преступление. Пуаро с помощниками неторопливо и методично допрашивает целый вагон подозреваемых, улики и догадки появляются и исчезают, а неслышно воющая за окном буря понемногу закрадывается льдом в сердце…
Но лишь в сердце читателя, увы.
Одной из известнейших в мире книг, где всё здорово, кроме некоторой искусственности и финала, не слишком везло с экранизациями. Солидных было всего две:
• оскароносная люметовская в 1974-м — со звездным составом, но с неприятным Пуаро и совсем ужасным финалом;
• и сериальная в 2010-м — с легендарным Пуаро, но с заметным и не всегда корректным смещением акцентов.
Третью солидную экранизацию с собой в главной роли решил выкатить режиссёр Брана, поклонник Шекспира и любитель театральности. Даже комиксоидного «Тора» и сказочную «Золушку» он снял будто бы на сцене. Опять побольше звёзд, опять новый взгляд на Пуаро, опять смещение акцентов — ну да, рисковать, так сразу всем.
В итоге звёздам откровенно мало места, и вовсе не из-за тесных купе. Брана входит практически в каждый кадр, не давая окружающей его интриге вдохнуть и развернуться как следует, осаживая сюжет на каждом повороте. Тянут ко дну атмосферу и вкрапления дурного экшена, которыми какие-то лобастые чудо-продюсеры решили «взбодрить» семидесятилетний роман про шестидесятилетнего сыщика. Одно дело — новые итерации Шерлока Холмса, который больше увлекательный архетип и интеллектуальный секс-символ, чем заземлённый персонаж. Совсем другое — пожилой почти реалистичный дядечка, у которого в жизни примерно три отрады: симметрия, «серые клеточки» и усы.
[Кстати, об усах. Они чудовищны! Они пугающи! Они будут сниться вам ещё дня три! Скорее всего, Брана не отращивал себе эту жуткую седую швабру под носом, а воспользовался накладными, но уж волос туда запихали минимум из двух париков. Не рекомендуем такие усы никому.]
Скороговоркой по остальным проблемам. Даже среди звёзд-персонажей есть паршивые овцы (вроде дикого графа-балеруна), хотя в оригинале все нужны и, главное, в меру адекватны. Неприлично много негров для обстоятельной детективной драмы в 1934-м: в Иерусалиме, Югославии, первом классе элитного европейского поезда. Очередной выстрел вхолостую (буквально) в хорошей попытке изменить не очень удачный финал книги.
Это была бы умеренно прилежная и умеренно свежая интерпретация — если бы не дурацкий и несуществующий собирательный образ современного зрителя, ради которого столько всего трамбуют в комбикорм. Вот и остаётся плюсов меньше, чем пальцев из ладони: сочная картинка, толковый оператор, лица на афише да бессмертный стиль.
Агата Кристи — не такая простецкая писательница, какой её принято порой считать. Её социальный психологизм и умение выстроить атмосферу заслуживают более бережного отношения. Сходить на фильм всё же можно, например, если вам опротивели ультразвуковые блокбастеры и хочется притормозить, подраствориться хоть немного в винтажной эпохе.
Но, будем честны, тогда лучше уж сразу сериал про Пуаро освежить.
Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.
Читайте также: полный список обзоров