Город в стиле лофт. Фабричная история про польский Манчестер

Новенький автобан буквально проглотил расстояние от Варшавы до Лодзи, но как только мы съехали с шикарной развязки в сторону города, сразу же втиснулись в 12 км узкой, забитой транспортом локалки. Польский Манчестер, так ещё называют Лодзь, заставил подождать со знакомством.

2 миллиарда злотых потратят на поддержку предпринимательства

Бизнес меняется, но, каким ему быть и в какую сторону смотреть, как открывать и использовать новые рынки, обсуждали 16–17 октября на X Европейском экономическом форуме в Лодзи.

Более 3000 участников, 30 дискуссионных панелей. Среди привычных тем — сложности взаимоотношений с ЕС, этика в бизнесе, обучение после 4-й промышленной цифровой революции, в условиях, когда молодым нужно руководить старшими.

На форуме маршалок Лодзинского воеводства Витольд Стемпень дал интервью для «Вечернего Гродно»:

— В этом году я несколько дней был в Минске, получил возможность увидеть перемены в Беларуси, изучали китайские инвестиции в индустриальный парк «Великий Камень», логистику. Возвращались под впечатлением. Особенно от дорожной инфраструктуры.

Наших предпринимателей приглашаем войти на белорусский рынок как инвесторов, создать совместные производства. Можно открыть своё предприятие непосредственно в Беларуси, использовать таким образом возможность экспорта в Россию, Казахстан. Через Беларусь нам открыт рынок в несколько сотен миллионов человек. Учитывая специфику нашего региона, понятно, что мы заинтересованы в экспорте одежды, продукции лёгкой промышленности. Есть интерес в строительстве в Беларуси промышленных предприятий. В частности, по производству керамической плитки, строительных материалов. Облегчает задачу взаимная открытость, пересечения в истории, понятный язык.

Развитию реального сектора способствует местное распределение финансирования из Евросоюза, примерно 36 процентов всех унийных средств, выделенных на Лодзинское воеводство, в ближайшей перспективе будет вложено в экономику региона.

— Это самый большой процент в Польше. Примерно 2 миллиарда злотых пойдёт на инновационную и конкурентоспособную экономику, исследования, развитие, коммерческое образование, — рассказал Витольд Стемпень.

Лодзь уже нашла своё место на новом Шёлковом пути. В Китай отсюда ходит контейнерный поезд с польскими товарами, хотя начиналось всё с простой оптовой базы. Коммуникации с Китаем, партнёрские отношения, доверие, гарантии появились не сразу. «Мы теперь ворота на Великом шёлковом пути», — говорят в Лодзи.

Рынки Азии, Африки открыты, но остаются для предпринимателей неизвестными, не хватает информации об условиях ведения бизнеса, возможностях, особенностях и менталитете. Это важно в государствах, где успех порой зависит от правильно соблюдённых традиций или родственных связей.

Политический и экономический ликбез на местном уровне проводят с помощью различных деловых миссий. До конца 2018 года предприниматели отправятся в деловые поездки под патронатом воеводства в Германию,  Китай, Францию, Швейцарию, Америку. Недавно вернулись из Южной Кореи.

EXPO-2022 в Лодзи — дерзкий шаг в решении проблем

Мы попали в суровый город. Брутальность ему придают фабрики прямо в историческом центре, заводские кварталы — там же, узкие каменные колодцы-дворы, пошарпанные роскошные фасады дворцов хлопковых миллионеров.

Последний, сокрушительный удар по текстильной отрасли нанесён в 1990-х годах, когда закончились государственное субсидирование и длинный путь  хлопка в Европу стал неэффективным. Огромные промышленные пространства в городе оказались заброшенными, но не навсегда. Сегодня новые инвестиции и стратегия развития обеспечивают рост реального сектора, в том числе тонкосуконного производства. Потеряв объёмы, Лодзь стала центром инноваций в лёгкой промышленности и моды. Добавились ещё деревообработка, крупные производства строительных материалов, бытовой техники, фармацевтика, парфюмерия, информатика и телекоммуникации, альтернативная энергетика.

Мануфактуры в центре давно не используются по назначению. Здесь появились музеи, торговые центры, гостиницы, офисы, рестораны, парки развлечений.

В Лодзи нет в привычном понимании европейской «старувки»: уютных двориков, маленьких площадей, колоритных замков. Собственно, город стал отстраиваться в XIX веке, а первая прядильная фабрика появилась в 1825 году. Основную экзотику сегодня как раз составляет промышленная архитектура, а также виллы, дворцы былых владельцев фабрик и пароходов. Отсюда смешение роскоши и соцреализма, эклектики со стеклом и бетоном. Сохранить индустриальное пространство сложно, а восстановить полностью — практически невозможно. Так что основные туристические объекты вполне респектабельны, а рядом можно увидеть ветхие фасады, заброшенные заводские цеха.

Всё может стремительно измениться, если будет принята заявка Польши на проведение в Лодзи Всемирной выставки EXPO в 2022 году. Власти Лодзи предложили актуальную тему: комплексная реновация промышленных территорий. Организация этого проекта обойдётся Польше более чем в миллиард евро, но уже через 2–3 года он должен себя окупить уверяют организаторы. Интрига сохраняется. Есть ещё два претендента — Миннесота (США) и Буэнос-Айрес (Аргентина). Решение должно быть принято в ноябре 2017 года.