«Люди удивляются, как животные дружат и не видят друг в друге врагов» — в Жировичах священники создают «Эдемский сад»

Верблюдица Алиса бегает по парку вместе с бычками и пугает лошадей, енот Оливер любит шоколадные конфеты, а страусы в экодоме не мёрзнут зимой и несут яйца к праздникам… В трёх километрах от Жировичей на месте бывшей панской усадьбы между деревнями Завершье и Залесье находится уникальный зоосад, созданный священниками монастыря.

Он не похож на обычный зоопарк — звери и птицы живут в просторных вольерах или вовсе гуляют на свободе между высокими деревьями, прудами и лужайками. Здесь действительно ощущаешь атмосферу райского сада, какое-то умиротворённое спокойствие, глядя на ухоженных, упитанных и весёлых обитателей. Как возникла идея парка, рассказал настоятель Свято-Троицкого собора в Слониме протоиерей Дмитрий Сёмуха.

Зверей передавали люди

Идею зоосада благословил епископ Гурий, правящий архиерей Новогрудской и Слонимской епархии, пять лет назад.

— Сегодня взрослые и дети отвлекаются на компьютеры, — говорит отец Дмитрий. — Мы же хотим, чтобы люди видели, как Бог создал мир и красоту. Посетители удивляются, как разные звери мирно соседствуют друг с другом. Нам нужно учиться видеть доброту и жить мирно.

Сад занимает 27 гектаров, вольеры обустроены так, чтобы обеспечить максимальную свободу. В идеале от посетителей дикую природу будут отделять естественные преграды, рвы и канавы, вода.

Все животные появились здесь случайно. Никого не покупали. Кого-то ради хорошей идеи привозили обычные люди, отдавали «в добрые руки» выросших хищников, спасали списанных на мясокомбинат или постаревших любимцев. Например, бурого медведя передали из Волковысского охотхозяйства, где на нём дрессировали лаек. Некоторых удалось обменять в зоопарках.

— Было бы здорово, чтобы создали ассоциацию обмена животными, — говорит Дмитрий Сёмуха.

Страусы живут в экодоме

В зоосаде не только обитатели белорусских лесов: белки, олени, лани, волк, медведица, еноты, но и экзотические страусы, редкая двугорбая верблюдица. Для страусов построили специальный домик из спрессованной соломы, обшитый деревянными досками.

— Минувшей зимой снесли два яйца: первое — на Рождество, второе ближе к Крещению, — вспоминает Дмитрий Сёмуха. — Никто из моих знакомых не мог поверить, что страусы могут нестись в самый лютый мороз.

Верблюдица Алиса гуляет по зоосаду вместе с бычками. Её передали незнакомые люди. По словам отца Дмитрия, воспитывали Алису вместе с лошадьми, но когда её привели в конюшню, лошади от страха ломали стойла, увидев такое заморское чудо. А телята, наоборот, стараются отпихнуть Алису от камеры, позируют сами.

— Сначала кусала бычков, потом привыкла и начала их обнимать, — смеётся отец Дмитрий.

Енот Оливер любит шоколадные конфеты, но чаще получает овощи. Вот и теперь схватил кусочек свёклы, как положено, пополоскал в корытце и съел. Вольер заполнен любопытными енотиками. В этом году самка родила 12 щенков. Из интернета узнали, что это максимально возможное количество. По словам отца Дмитрия, это говорит о том, что животным здесь нравится. Есть голубятня, вольеры для экзотических фазанов, павлинов, настоящий утёс для горных козлов, птичий двор, где гуси свободно гуляют вместе с нутриями.

Волчицу зоосаду передали знакомые. Отец Дмитрий говорит, что она больше любит женщин, чем мужчин. Хищница настолько умна, что несколько раз самостоятельно открывала замок: била точно в определённую точку. В дикой природе она никогда не жила, по парку её часто выгуливают на поводке.

В одной из клеток — лисы: огненная, полярная и чернобурка. Из большого полого пня получился отличный домик, а под основанием они вырыли себе три норы.

Оставили бурелом и чащу

Монахи и послушники восстановили дорожки парка, каскады прудов. Но часть территории оставлена нетронутой: корчи, коряги, кусты, упавшие деревья… Здесь должны поселиться зубры. Вместо изгороди здесь будут естественные преграды.

Зоосад — это не только просторы с животными. Подсобное хозяйство монастыря занимает 600 гектаров и обеспечивает продуктами обитель, духовные школы и семинарию, которая переехала в Минск. Помогают как наёмные рабочие, специалисты, которым платят зарплату, так и волонтёры, паломники, они приезжают в Жировичи и готовы помочь.

На полях выращивают овощи и зерно. Есть малина, свои масло, сыр, творог, яйца. Пекут знаменитый жировичский хлеб. В прудах, восстановленных после мелиорации, разводят рыбу. Устроены мельница, ферма.

Если смотреть на сад с помощью сервиса «Яндекс. Карты», то видно множество круглых точек. Это 2000 яблонь, высаженных ещё в 1960-х годах. Они до сих пор плодоносят. Площадь сада — 25 гектаров. Рядом разбили молодой сад.

Отец Дмитрий надеется, что начатое дело будет развиваться и приносить добрые плоды.

— Хочется верить, что наши начинания помогут людям быть счастливее и радостнее и всё это они будут делить с другими, — сказал на прощание отец Дмитрий.

Усадьбу сожгли, а камни растащили сельчане

На территории парка раньше располагалось имение. Сейчас сохранилась шикарная кленовая аллея, комплекс прудов и даже брусчатка, а от усадьбы — всего несколько фундаментов и остатки стен. Местные жители называют это место Старые Жировичи. По преданию, здесь жил помещик Александр Солтан — тот самый хозяин земель, которому пастухи принесли икону жировичской Божией Матери. Именно он дал обет построить храм. Сейчас это Успенский собор в Жировичах.

— Люди, которые выбрали это место для жизни, были очень мудрыми, — говорит отец Дмитрий. — Здесь какой-то особенный дух, гармония, мысли приходят в порядок.
До 1939 года в усадьбе жила семья, но в 1942 году хозяева были расстреляны партизанами, затем и вовсе усадьбу сожгли. Данные, как она выглядела раньше, пока не найдены. Уже в мирное время жители соседних деревень растащили камни из поместья себе на дома. Всё, что осталось, планируют законсервировать и сохранить.

Как попасть в «Эдемский сад»

В будние дни, а также осенью и зимой «Эдемский сад» можно посетить по предварительной записи. В тёплое время года он открыт по выходным. Взрослым предлагают пожертвовать 2 рубля на развитие парка, детям — 1 рубль. На экскурсии ходят не только паломники, но и школьники, обычные туристы.