«Макс, хочу быть всегда с тобой»: кто живёт в гродненских «заброшках»?

В центре города немало заброшенных зданий, которые не охраняются. Мы прошли по некоторым «знаковым» адресам и посмотрели, что происходит внутри и кто там обитает.

1. Казармы на Пролетарской и Щорса: «!!! 2 этаж секс 18+»

Среди многоэтажек пустуют две полуразрушенные казармы — в районе улиц Пролетарской и Щорса. Можно свободно войти внутрь. Надпись на входе «!!! 2 этаж секс 18+» подсказывает, чем тут могут заниматься. В коробке здания уже нет окон. Поднимаясь вверх по лестнице без поручней, нужно держаться стены, чтобы не сорваться вниз. В бывших спальнях мусор смели в огромные кучи. Среди битого кирпича и штукатурки видны пластмассовые бутылки, упаковки от еды. Несколько горок обгоревшего старья, как после костра. Влюблённые оставили после себя граффити-обещания «Макс, хочу быть всегда с тобой», «Толичка, вместе навсегда». Будто большой печатью на стенах наштампованы: «Скорость! Курево! Exclusive». В туалете такая вонь и вид, что кажется, им до сих пользуются.

Недавно казармы 1935 года продали на аукционе за 39 долларов. По словам рабочих, которые вели подготовительные работы, здесь появятся два магазина.

На месте бывших казарм на Щорса могут появиться торговые центры и офисы. А что сейчас происходит в заброшенных строениях?

На Пролетарской улице сносят казармы, а на их месте «посадят» многоэтажки

2. Казармы Вятского полка: вырвали доски и расписали фундамент

Две казармы-близняшки бывшего Вятского полка стоят на Красноармейской улице, их объединяет общий просторный двор. В правом общежитии живут семьи военных, а левое уже несколько лет пустует. С обратной стороны выломана часть забора и легко можно пройти за ограду незамеченным. На территории «заброшки» ещё не намокшие от дождя салфетки, бутылки, пакеты. В окне на первом этаже вырваны доски. Через окно видны листы ДСП, сложенные доски, пакет, тряпки. Залезть внутрь несложно. С фасада окна заколочены, двери закрыты на замок. На фундаменте надписи: «Настя, я тебя очень-очень люблю» и большими буквами имена других девушек.

— А что вы здесь фотографируете? — подозрительно спрашивает дежурная из правого общежития.

Она заметила посторонних во дворе через камеры видеонаблюдения и вышла проверить. По словам женщины, здесь спокойно, правда, иногда замечают бездомных. В общежитии для военнослужащих отремонтировали крыло, заселили больше жильцов. А левая казарма ещё ждёт инвестора.

3. Сгоревший пивзавод: делают необычные фото и ищут металл

Пивзавод тоже стал «заброшкой». Можно свободно попасть на территорию. Хотя после пожара весной на ворота не раз вешали замок, но кто-то его срывает. Приходится идти мимо битого стекла, штырей, проводов. Не закрыто ни одно из зданий комплекса. На входах пауки сплели паутину. Внутри сыро, темно и грязь под ногами. Некоторые помещения выложены плиткой, будто в ванной, в других — серые голые стены. По металлической лестнице можно подняться на второй и третий этажи. Оттуда открывается вид на старый мост и драмтеатр. Видны обгоревшие стропила, а над ними — небо.

Сейчас комплекс бывшего пивзавода полностью вернули городу. Его накроют крышей, чтобы защитить от дальнейшего разрушения. Проект проходит экспертизу. Комплекс бывшего пивзавода XVII века продавали несколько раз. Хотели открыть гостиницу, музей пива, мини-пивоварню и прокат лодок. Но за четыре года хозяин так и не начал работы в старинном здании.

Владельцем себя никто не считает, но сносить комплекс не будут — сгоревший пивзавод

Пивзавод накроют крышей?

4. Кафельный завод: пробрались на корточках и ели чипсы

Днём можно зайти на территорию кафельного завода на Красноармейской улице. Несколько зданий комплекса выставлены на продажу. Это подтверждает большой жёлтый плакат с номером телефона на фасаде. Глухо заколочены окна и двери. Однако одну лазейку всё же удалось найти. Кто-то оторвал доски в проёме у земли. Через него забираемся внутрь на корточках. В помещении темно и грязно. Стоит перевёрнутое ведро, на которое можно присесть. Валяются лохмотья. Гости оставили после себя груды мусора в виде упаковок от чипсов и пива.

Лишь одно из зданий, которое раньше использовалось как склад, два года назад продали частнику. После долгих согласований уже идёт реконструкция. Как рассказал заместитель директора УП «Леута и С» Пётр Леута, там к лету откроется прачечная ковров. Одноэтажное кирпичное здание снаружи останется похожим на прежнее. Восстановят сохранившуюся на фасаде лепнину. Крышу вместо шифера накроют фальцевым металлом цвета тёмной вишни. Сейчас как раз меняют крышу. Уже установлена обрешётка.

5. Коттедж на Вишневецой: во дворе злая собака

В некоторые «заброшки» проникнуть уже нельзя. Раньше «Вечёрка» писала про недостроенный коттедж из глазированного кирпича на Вишневецкой улице, 43. Тогда на опасную стройку повадились ходить подростки. Сейчас ворота закрыты на замок, а другого прохода во двор нет. Видно, что работы не ведутся. Техники на территории нет. Правда, полазить по долгострою вряд ли захочется даже детворе. Во дворе почти у самого забора две злые собаки, которые, кажется, вот-вот сорвутся с цепи. Случайных прохожих они встречают громким лаем.

«Заброшка» на улице Вишневец стала местом забав и вандализма

Если вы знаете, где в вашем районе стоят заброшенные дома, заводские цеха, сараи, расскажите нам по телефону 77-23-78 или по электронному адресу vechgr@gmail.com.