«Бегущий по лезвию 2049»: снятся ли андроидам призраки

Флегматичный полицейский в хмуром обществе окончательно расслоившегося киберпанка расплачивается за свою старательность, болезненно увязая в глобальных секретах 30-летней давности.

 

Бегущий по лезвию 2049 / Blade Runner 2049

 

Режиссер — Дени Вильнёв

В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форл, Джаред Лето, Робин Райт, Ана де Армас, Дэйв Батиста

 

Флегматичный полицейский в хмуром обществе окончательно расслоившегося киберпанка расплачивается за свою старательность, болезненно увязая в глобальных секретах 30-летней давности.

… Ладно, давайте сначала.

В 1982-м Ридли Скотт выпустил «Бегущего по лезвию» — опору киберпанка, икону стиля, провалившийся в прокате темный, медленный и атмосферный философский детектив. На экране Харрисон Форд два часа разыскивал четверых репликантов — органических андроидов, неотличимых внешне от людей. За кадром в это время подразумевался огромный, интереснейший, слегка агонизирующий мир, где человечество осилило расселение в космосе и искусственный интеллект, но так при этом и не справилось с базовыми своими проблемами.

Теперь Дени Вильнёв, режиссер «Прибытия» и главная надежда авторских блокбастеров, снял темный, медленный, атмосферный философский детектив. Интереснейший агонизирующий мир на этот раз очень даже в кадре, спасибо бюджету; но даже важнее красивых кадров то, как аккуратно и грамотно развита вселенная оригинала. Первый «Бегущий» был образцом того, как не показывать масштаб, но подразумевать его. Второй «Бегущий» много показывает, но и подразумевает не меньше. Да, идеальная фантастика может быть и про двух людей в закрытой комнате, за пределами которой предполагается что-то необычное. Но, пожалуй, куда интереснее давать визуальную опору тому миру, который служит зеркалом для фантастических идей.

…особенно когда визуал настолько стильный, фактурный, цепкий. Легендарный уже оператор Роджер Дикинс, так и не получивший, увы, до сих пор «Оскара», в очередной раз творит невероятное. Не пытаясь жонглировать множеством камер или баловаться длинными дышащими планами, как оскароносный Эммануэль Любецки, Дикинс выжимает абсолютно всё из условно традиционного операторского ремесла  — за счет цвета, света, композиции, ракурсов, визуальных метафор *. Ему вторит великолепная работа художников при минимуме графики: отдельные сцены и интерьеры своей инаковостью, мистичностью, атмосферностью напоминают какую-нибудь «Дюну» или что еще похлеще **.

Много в картинке (как и в картине) и других удачнейших решений, одно из которых, полувиртуальная интимная сцена, — абсолютная красота. Эта двухминутная вспышка нежности посреди гулкой суровости мягко развязывает добрую половину узлов, накопившихся по теме саморазвивающихся чувств у искусственного интеллекта, и придает веса той части истории, которая в первом фильме откровенно хромала.

К сожалению, часть пронзительности и безумной такой лихости, с которой в 1982-м зрителю задавали вопрос о ценности и границах жизни, затерялась в длииииинном детективном сюжете, крепком, но не без изъянов. Если первый фильм был практически притчей, маскирующейся и под фантастику, и под нуар, то второй ближе к жанровому кино — это и фантастика, и нуар, и своеобразный пересказ той самой притчи, но, конечно, с совсем другим уже эффектом. Фокус сместился с мира на сюжет, а напряжение сгущается в основном по более прозаическим поводам, чем самоопределение репликанта и осознание размытых границ человечности.

И всё же новый фильм твердо стоит на ногах — да, вырастая из предка, но не пытаясь ни обнулить его, ни пересказать, ни спаразитировать, а только расширить, рассказав при этом другую историю с другими акцентами. По нашим временам, когда планка в таких делах упала донельзя, это уже делает «Бегущего 2049» уникальным зрелищем и даже сверх того. Он не дотягивает еще до живой классики, но своим холодным, умным, отрезвляющим видом (с бьющимся внутри сердцем) напоминает, почему когда-то все мы любили фантастику.

 

* Двухминутный отрывок из «Убийцы», предыдущего совместного фильма Вильнёва и Дикинса — оцените разнообразие ракурсов, динамику (при почти статичных кадрах) и особенно цветовое решение на локации: закат, съемка против света, персонажи медленно спускаются в тень, растворяются во тьме. 

** Именно Дени Вильнёв, кстати, собирается снимать новую «Дюну». 

 

 

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров