Чудеса на стене. Ольга Буховка: «Я не философ, а просто художник-эстет»
Модный художник-график Ольга Буховка в Гродно расписывает стены кафе и частных домов, делает то, что хочется, и радуется своим работам. Творчество с некоторым утилитарным уклоном или, наоборот, хорошо забытое старое — от наскальной живописи до росписи церквей и храмов? Чтобы понять это, Ольге понадобилось пройти по длинной и извилистой дороге не один год.
«После училища искусств я и две мои подруги сняли небольшую мастерскую-чердачок. И у меня появилось время остаться наедине с собой. Раньше ты всегда делал то, что должен: вот натюрморт, вот натура, вот тебе одно задание, вот другое. А когда выходишь в свободное плавание… Вроде портреты научился, но не интересно. А пейзажи… могу, но не хочется. Жуткий перелом был, слёзы. Искала свой почерк, гамму цветовую подбирала, техники пробовала. Если бы не появилось помещение, где могла бы закрыться от всех и быть предоставленной самой себе и своим мыслям, неизвестно, что было бы дальше. Если бы сидела дома с мамой и папой, с телевизором и холодильником, вряд ли пришли бы ответы».
Первые работы начали потихоньку продаваться, и это было удивительно. После учёбы в университете она оказалась художником-оформителем в универмаге. Одно дело — перед тобой лист бумаги, и совсем другое — огромная витрина.
«Начинаешь чувствовать себя ничтожной букашкой, которая в принципе кроме как на листочке нарисовать-то ничего и не может. Всё нужно учитывать: как подвесить, сколотить, покрасить, какие-то элементы добавить. Постепенно пришёл опыт, первые страхи забылись».
Незаметно прошло 9 лет. Ольге позвонила подруга из Италии и пригласила погостить: «Приезжай, поживёшь, сменишь обстановку». Предложение пришлось очень вовремя. Ольга поехала.
«Вопросов и страха было куда больше, чем уверенности. Знала всего два-три слова, и всё время в голове мелькали мысли: «А вдруг подруга не встретит?». Когда сошла с поезда, а это был юг Италии, поняла, что оказалась совсем не в Европе. Это был какой-то жуткий хаос и кавардак. С бешеным темпераментом. Албанцы, марокканцы, итальянцы — всё смешалось. Шум, гам, крики. Первые три месяца был полный шок».
Сначала ей было очень тяжело. Когда ты едешь, то думаешь, что ты такой гениальный, опытный.
«Мне уже казалось, что я хороший художник. Думала, приеду в Италию, начну писать картины и сразу выстроится очередь их покупать. Когда начинаешь о себе думать слишком хорошо, жизнь начинает прибивать почему-то очень быстро, показывать, что надо быть всё-таки приземлённой. Конечно же, всё вышло совсем иначе. Деньги начали заканчиваться. Стала искать работу. На это ушёл целый месяц. Ситуация критическая — или находишь, или уезжаешь. Уезжать не хотелось — пришлось хвататься за что-нибудь. Хотя бы в семье убираться. Так и получилось: начала присматривать за бабушкой. На пару лет пришлось про живопись забыть»
В это время она учит язык и постепенно осваивается в новой стране. Понемногу рисовала. Рисовала и мечтала, что клиенты начнут появляться. А потом вдруг пришло озарение: а дальше что? Ведь она, художник, даже не попыталась выставку сделать. Сходила в одну галерею, в другую. «О, русская школа живописи чувствуется», — говорили ей. Но с конкретным предложением не спешили. Но, как обычно бывает, жизнь идёт своим чередом лишь потому, что ты не думаешь о других вариантах. А как только задумываешься — всё начинает меняться.
«Стояла однажды и писала пейзаж. И вокруг меня — куча зевак. Великая страна, великие художники, а тут смотрят, будто в первый раз видят живого художника. Из соседнего магазина вышел человек: «А море пишете? Что ещё рисуете? Можете мне принести?». Посмотрел работы. Ничего не подошло, а вокруг опять куча зевак столпилась. Какой-то итальянец подходит и предлагает: «Не хотели бы поработать со мной? У меня очень много заказов. Мне нужны дополнительные руки». Взяла визитку и решила, что не приду. Прошло три месяца, с больной бабушкой устала чрезвычайно. Нашла визитку и всё-таки пошла на встречу. Зашли в старинное здание. Потом был лифт с монеткой. Потом последний этаж. А он… закрывает дверь на ключ. Я обомлела: всё, смерть пришла. «Что же тяжёлого в сумке?» — подумалось лихорадочно. Кругом темнота, а он ведёт куда-то. И тут открылась дверь и пахнуло маслом и скипидаром. Отлегло. Это художник. Показал кое-что из работ, я поняла, что он дилетант. Повёл кисточкой — небо. Не привыкла к такому. Для меня работа — это целый мир. А ему всё быстро надо. Предложил попробовать. Подходит! «Ещё бы, дядя…» — подумала. В общем, предложил переходить к нему на весь рабочий день. Расписывал тамбуры — бубны итальянские. К вечеру казалось, что глаза выпадут. Тяжело, нудно порой, зато научилась очень быстро рисовать».
Приехала подруга в гости и предложила возвращаться. И Оля поняла — пора. Всё-таки три года прошло. Но реалии дома не радовали. Если там 60–80 евро в день могла заработать, то в Гродно устроилась в магазин за 100 долларов в месяц. Сбережения стали таять. Пролетел год.
«Смотрю, всё грустно, тихо. После ремонта Гродно перестал мне нравиться. Всегда был красивым, со своеобразным характером. С центром неповторимым. А теперь «под линеечку». Стало неинтересным его рисовать. Вернулась в Италию. Художник мой начал обманывать, пришлось искать клиентуру и уходить. Три-четыре месяца работала самостоятельно. И вновь озарение: двигаться дальше некуда; чтобы остаться собой, надо уходить из ремесленничества. И я окончательно вернулась в Гродно».
Вернулась домой, а там арка голая после ремонта. Мама попросила расписать. И ведь получилось! Потом знакомые пришли — тоже захотели. И пошло-поехало.
«Не представляю себя расписывающей храм. Я слишком грешная женщина. Может, я мыслю какими-то категориями XIX века? Есть вещи, через которые не могу перейти. Мне нравится, как я живу. Всё, что делаю, приносит мне удовольствие. Мне нравится с детьми работать, знания передавать, наблюдать за ними и удивляться. Нравится старый город рисовать, белорусские праздники.
Философский смысл в работах я не люблю. Люблю то, что радует глаз. Приятный пейзаж, рождественская работа, старый город… Я не философ. Я просто художник-эстет».
Справка «ВГ»
Ольга Буховка закончила факультет искусств ГрГУ имени Янки Купалы, . Участница групповых и персональных выставок.