«Малыш на драйве»: good vibrations

Тиннитус. Так по-научному называется неуютный звон в ушах, досаждающий сироте-водителю Беби (он же Малыш) после автокатастрофы в детстве. Теперь для концентрации он постоянно слушает ритмичную музыку, пока возит брутальных бандюг на ограбления. В лучшем из миров фильм об этом так и стоило бы назвать «Тиннитус: впервые два часа на экране», но увы всем нам.

 

Малыш на драйве / Baby Driver

 

Режиссёр — Эдгар Райт

В ролях: Энсел Элгорт, Кевин Спейси, Лили Джеймс, Джон Хэмм, Джейми Фокс, Эйса Гонсалес, Джон Бернтал, Фли

 

Тиннитус. Так по-научному называется неуютный звон в ушах, досаждающий сироте-водителю Беби (он же Малыш) после автокатастрофы в детстве. Теперь для концентрации он постоянно слушает ритмичную музыку, пока возит брутальных бандюг на ограбления. В лучшем из миров фильм об этом так и стоило бы назвать «Тиннитус: впервые два часа на экране», но увы всем нам.

Когда мессия комедийного экшена Эдгар Райт сначала согласился, а потом отказался вносить свою лепту в киносериал Marvel («Человек-муравей»), никто не подозревал, что так выйдет только лучше. Райт бросил все силы на свою мечту — сделать первый блокбастер, натурально, про музыку и жизнь под музыку. В некотором роде это даже не криминальный комедийный экшен, а ультимативный мюзикл — но совсем не формата «Поющих под дождем» или даже «Ла-Ла-Ленда».

Смысл в том, что на два часа барабанные перепонки Беби становятся нашими: звенит ли у него в голове, двигается ли он пританцовывая сквозь толпу, покачивает ли головой в такт очередной песне — мы, зрители (и слушатели), тоже будем на этой волне, будем слышать его ушами. Конечно, если присутствующие так же любят искать музыку в каждой секунде, как и главный герой, выстукивать или насвистывать ритмы, концентрироваться от любимого бита, то задача сильно упрощается и удовольствие растёт по экспоненте. Но большое достижение Райта в том, что за счёт посекундно прописанного сценария, монтажа картинки и особенно звука погрузиться в аудиальное пиршество может любой.

Про звук отдельный разговор. В последнее время стало модным набивать под завязку фильм ретрохитами, вероятно, из-за кассового успеха «Стражей Галактики» в 2014-м. Даже в недавней «Взрывной блондинке» сделали на это упор, из-за чего в некоторых местах постмодернистский детектив превращался в какой-то глянцевый видеоклип. Райт поступает гораздо тоньше: его музыка действительно играет из плееров, динамиков машины, с виниловых пластинок, а не просто появляется за кадром, чтобы оттенить действие. Да и артисты выбраны с куда большим знанием дела: здесь не швыряют в лицо Боуи и Queen, зато есть Саймон и Гарфанкел, Джонатан Ричман, The Damned, Sam & Dave и другие правильные, но подзабытые имена. Queen, строго говоря, здесь тоже есть, но обычно кто вспомнит про соло из Brighton Rock, когда можно пустить в очередной раз «рапсодию» или Under Pressure…

Часто музыка плавно перетекает в пресловутый тиннитус, а тот — в шум города, а тот — в реплики персонажей, но главное — всё это синхронизировано с видеорядом, монтажными склейками, звуками выстрелов и даже с изображённым в кадре. Одна из начальных сцен — снятый одним планом проход Малыша за кофе вдоль квартала, и в его песню то и дело втискиваются на свое место строчки граффити со стены или окрики прохожих, и сам он всё это время приплясывает, отскакивает от машин или элегантно огибает толпу в почти танцевальном развороте. И всё это не просто ради одноразовой динамики, но ради раскрытия персонажа, его невероятной любви к музыке и движению, которой он сумел заглушить боль от потери родителей.

Сюжет хвалить особо не за что, но свою эффективную простоту он отрабатывает; гораздо важнее актёры, которым хоть и не угнаться за главной героиней (собственно музыкой), но развернуться ох как есть где. Заслуженные Спейси, Фокс, Хэмм — тут всё и так понятно, парад прекрасных безумцев; но даже интереснее в итоге наблюдать за «золушкой» Лили Джеймс с её милейшим заискивающим эротизмом и за великолепно солирующим юношей Элгортом, что играет свой молчаливый характер в основном телом и глазами. Одно дело — при подготовке к роли отзаниматься на водительских курсах, другое — населять кадр дышащей пластичностью движений и искренним кайфом от любимых звуков, и именно этот парень, цепко схвативший суть идеи Райта, служит той медной тарелкой, в которую, словно палочка, ударяется вся сюжетная и обрамляющая музыка, порождая удивительный вихрь на экране.

Если даже «Малыш» не особенно задержится в истории (хотя может), это лучший широкоэкранный фильм лета, и именно на отсутствие таких в прокате мы обычно сетуем, когда разочарованными выходим с очередной безыдейной киножвачки. Сделайте себе приятно — бегом в ближайший зал. Chop-chop!

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров