Мастерица сохранила уникальную технологию ткачества и повторяет покрывала двухсотлетней давности

Сабина Кнох из польской деревни Щепки ткёт уникальные покрывала, которые были популярны на белорусских, литовских и польских землях. Она единственная сохранила традицию первичного метода ткачества «сейпак». Её половичок стоит 50 рублей, а покрывало на кровать — 750. 

«Это напоминает о бедности»

Женщина живёт в польской деревне Щепки недалеко от литовской границы, в 15 км от Сувалок и в 140 км от Гродно.

В большом доме тканые вещи повсюду: коврики на полу, покрывала на кроватях, скатерти на столах. Работы уже негде класть.

— Сосед пришёл, увидел половики на новом деревянном полу и говорит: «Убери, это напоминает о бедности». Но теперь за тканые вещи отдают большие деньги. В Эстонии такие половики по 10 евро за метр, а в Польше —  25–30 злотых (около 12–15 рублей. — Прим. «ВГ».). Скатерть на большой стол отдаю за 200 злотых (примерно 100 рублей), а покрывало — за 1500 злотых (750 рублей), — говорит хозяйка дома.

На втором этаже половину комнаты занимает ткацкий станок. Маленький сын плохо спал, и у мамы появилось много времени по ночам. Попросила мужа сделать широкие кросна: какие-то части за бесценок купили на аукционах, что-то после войны привезли из Пруссии, что-то смастерили сами. Ткачеству Сабина научилась в детстве от мамы.

«Сейпак» ткали в Польше, Беларуси и Литве

Сабина — единственная не только в своей деревне, но и во всей Польше, кто сохранил технологию «сейпак» с польско-белорусско-литовскими корнями. Мастерица называет её «первичным методом», остальные методы ткачества появились позже. Она ткёт льном по льну, шерстью по хлопку или шерстью по шерсти. Из-под её рук на покрывалах садятся птички, расцветают деревья, ровными рядами выстраиваются узоры. Цвета на любой вкус: по белому красным, по красному ярко-голубым, по бежевому коричневым, по небелёному льну — приглушённые оранжевые и голубые линии.

Один сантиметр в час, десять сантиметров в день

Женщина разворачивает полотно за полотном. Пожалуй, самая ценная работа — копия образца 1799 года из Германии, который ткала по старой фотографии. На тёмном фоне видны прусские символы и знаки. Правда, что они значат, мастерица не знает.

Прясть Сабина тоже умеет. Женщина заводит веретено, нога мерно качает педаль, а руки ловко вытягивают шерстяную ниточку. Правда, сейчас нитки обычно покупает в магазинах. Но красит пряжу сама. Ткань нарастает на станке ритмично: 1 см в час, 10 см в день. За месяц готовы скатерть или покрывало.

Научат за три дня

Работы покупают больше иностранцы. Недавно девушки из Японии увезли с собой небольшие коврики на стену, интересовался заказчик из Франции. Невеста сына заказала на свадьбу большой ковёр с голубками и датой торжества.

Передать свои умения, чтобы не утерять редкую технологию, которую использовали и на белорусских землях, хозяйка готова:

— Туристов мы можем научить ткать за два-три дня, — говорит на прощание Сабина.