«Валериан и город тысячи планет»: бесконечность — не предел
Перламутровые двухметровые андрогины жили и не тужили на райской планете, пока с небес не обрушился огненный дождь. Примерно это вдруг приснилось в двадцать восьмом веке Валериану, космическому спецагенту с повадками любвеобильного школьника. Ему и его рассудительной коллеге Лорелин предстоит решить ряд важных задач по обе стороны экрана: не только раскрыть заговор-другой, но и проверить на прочность и зрителя, и режиссёра.
Валериан и город тысячи планет / Valerian and the City of a Thousand Planets
Режиссёр — Люк Бессон
В ролях: Дэйн Дехаан, Кара Делевинь, Клайв Оуэн, Хэрби Хэнкок, Рианна, Итан Хоук
Перламутровые двухметровые андрогины жили и не тужили на райской планете, пока с небес не обрушился огненный дождь. Примерно это вдруг приснилось в двадцать восьмом веке Валериану, космическому спецагенту с повадками любвеобильного школьника. Ему и его рассудительной коллеге Лорелин предстоит решить ряд важных задач по обе стороны экрана: не только раскрыть заговор-другой, но и проверить на прочность и зрителя, и режиссёра.
Оригинальному графическому роману про Валериана почти полвека, и Люк Бессон мечтал увидеть на экране эту историю с детства, сразу как прочитал. С тех пор французским комиксом успели вдохновиться и «Звёздные войны», и, как ни забавно, бессоновский же «Пятый элемент», который прославил постановщика 20 лет назад. Но Люк всё ждал: денег, технологий, момента. Есть даже история о том, как он уничтожил свой первоначальный сценарий, сходив на «Аватар» Джеймса Кэмерона и осознав, что можно и нужно подправить.
Несмотря на весь этот душещипательный контекст, лента всё равно эпически перегружена: сотни рас, тысячи лиц, одна красота сменяется другой ежесекундно, Рутгер Хауэр секунд пятнадцать читает новости в самом начале; Клайв Оуэн полфильма спит в углу, потому что не до него; Итан Хоук заходит на пять минут в роли манерного сутенёра в неоновой жилетке. Весь этот монструозный дельтаплан тем не менее ухитряется большую часть времени уверенно планировать, искря в основном не от пробоин, а от собственной наглой улыбки.
Не то чтобы избыточность вредила — это скорее вопрос сожаления о нереализованном, о прорве интересного, но едва затронутого материала, однако тут могут подсобить возможные продолжения. Проблема в другом: сценарий, особенно первая его половина, изобилует детсадовскими объяснениями для несчастных зрителей, ни черта пока не знающих об этой необъятной полувымышленной вселенной. Это стул, на нём сидят, это стол, за ним едят, это передатчик, его мы цепляем на шею. Сюда же — невольное затягивание за счёт эпизодов а-ля «а теперь очередь Лорелин спасать напарника!».
Впрочем, Бессон, хромающий как сценарист, всё равно остаётся задушевным рассказчиком. Дехаан со специфическим лицом ребёнка-алкоголика и платиново-холодная модель Делевинь ни разу не выглядят как пара, но это не мешает актёрам и с ними всем остальным получать удовольствие от процесса. На закулисных съёмках прекрасно видно, какая у Бессона расслабленная атмосфера на площадке, как все подшучивают друг над другом и сами предлагают доснять дублей. И эта магия дружбы прорывается даже в финальную версию: во флирте напарников, в загримированных лицах инопланетян, даже в сольном выходе певички Рианны (удивительная сцена с удивительным продолжением) — везде разлита некая теплота с капелькой доброй неуклюжести.
Этот лёгкий привкус иронической nostalgie по чему-то крайне смутному, но прекрасному — то принципиальное, что отличало «Пятый элемент» и отличает теперь его младшего братца от среднеголливудского кино. Да, картинки ради компании Бессона пришлось лезть в долги и делать самый дорогой европейский фильм в истории, но во всех интервью усталый режиссёр твёрдо повторяет: «Я художник. Даже если моё кино провалится, оно стоило того». Учитывая посвящение в финале недавно умершему отцу, французу веришь.
При всей косолапости и при этом во всех смыслах неземной красоте «Валериана» тут даже есть над чем пошуршать мозгами: вопросы (не-)равенства, нелегальной эмиграции, меньшего зла, столкновения дисциплины и правды всплывают тут и там. В кульминационной сцене всерьёз приходится задуматься, имеет ли право на жизнь позиция «НЕ-забудем-НО-простим» — а с эмоциональной точки зрения? а с прагматической?
Но всё же ценен этот милый авторский балаган в первую очередь не высокими идеями, а тем, что выражается в цифрах: миллионом отсылок ко всему (самая мощная — серо-бурые чудики прямо как из древней игры Oddworld), тремя жуликоватыми всезнающими инопланетянчиками характерной национальности и одной непробиваемой самоуверенностью, что он, «Валериан», действительно классный (прямо как Валериан).
Ну, классный так классный, почти убедил.
Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.
Читайте также: полный список обзоров