«Взрывная блондинка»: Франкенштейн не Мэри Шелли

Неспешно разворачивается бесконечная Blue Monday, главный синтетический хит 80-х. На экране в это время усатый дядечка в халате убегает и умирает в Берлине, одновременно забавно и не очень. К следующей сцене, где дюже побитая Шарлиз Терон выползает из ледяной ванны, саундтрек уже сменится на Дэвида Боуи — и так ещё десятки раз. Остаётся понять, как XXI век относится к франкенштейнятам.

 

Взрывная блондинка / Atomic Blonde

 

Режиссёр — Дэвид Литч

В ролях: Шарлиз Терон, Джеймс МакЭвой, София Бутелла, Рональд Мюллер, Билл Скарсгард, Джон Гудман, Тоби Джонс

 

Неспешно разворачивается бесконечная Blue Monday, главный синтетический хит 80-х. На экране в это время усатый дядечка в халате убегает и умирает в Берлине, одновременно забавно и не очень. К следующей сцене, где дюже побитая Шарлиз Терон выползает из ледяной ванны, саундтрек уже сменится на Дэвида Боуи — и так ещё десятки раз. Остаётся понять, как XXI век относится к франкенштейнятам.

Каскадёр Литч вместе с приятелем тихонько прогремели три года назад боевиком «Джон Уик», который якобы реанимировал протухший жанр, но по факту выглядел как фитнес-урок «Занимаемся со звёздами», демонстрируя форму Киану Ривза и практически ничего больше. Продолжение приятель снимал один, Литч же взялся за «Блондинку». На первый взгляд все три фильма про то, как создание уже не первой молодости, но неиссякаемой грации проходит с толикой ущерба сквозь строй дуболомов, пиная их в коленки и стреляя в голову. На деле даже между «Уиками» есть ощутимая разница, а эта гостья выделяется ещё сильнее.

С одной стороны, особенность «Атомной блондинки» — в вопиющем нежелании заиметь себе свои особенности. Почти на всём протяжении рубят атомный винегрет из кусков разной степени сочетаемости. Постоянно перещёлкивающийся саундтрек из одних только общих мест можно объяснить недавней модой на ретрохиты и личными пристрастиями, хотя даже версия Cat People содрана из фильма Тарантино, а не с альбома самого Боуи. Но ведь утянут даже ключевой актёрский тандем — разудалый психопат МакЭвой и храбрящийся трусишка Марсан, ровненько повторяющие свои роли из «Грязи». Танцовщица Бутелла, так восхитившая всех боевой хореографией в Kingsman, здесь грустно фотографирует людей из-за угла (но ей хотя бы посвящена милая сценка). Сын вспомогательного шведа Скарсгарда играет вспомогательного немца. Заслуженные люди вроде Гудмана и Джонса в миллиардный раз отсиживают за пустых функционеров в костюмчиках. Интереснее всего следить оказывается за фактурными русскими, неубиваемыми цепными псами спецслужб, — в них хотя бы сквозит просчитанная нотка беспримесного китча.

С другой стороны (да, первая сторона затянулась), здесь есть свой, пусть и вторичный стиль: он тоже сшит из чужих кусков — неон, ракурсы, холодная картинка, живые трюки, ещё раз неон, — однако между этими ломтями проскакивает искра, заставляющая мясцо подёргиваться там и сям. Игрушечный даже на территории ГДР Берлин 1989-го допустимо списать на излишнюю «графичность», беду всех блокбастеров последних лет, но страсти в нём творятся натуральнейшие. Шарлиз дерётся не хуже Киану, а в ответ ей прилетает едва ли не сильнее, да и подставить норовит каждый первый.

Уже к экватору фильма блондинку хорошенько приложат, а ближе к финалу начнётся лучшая сцена фильма — длинная схватка с четырьмя бессмертными КГБ-шниками в заброшенном здании. Здесь лента, не очень успешно пытавшаяся балансировать между серьёзным шпионским фильмом и саркастичной стилизацией под него, резко обретает своё и только своё лицо: напряжённое, яростное, пережёвывающее собственный дурацкий постмодернизм. Героиня дерётся не за себя, а за маленького напуганного человечка, осмелевшего в критической ситуации пойти за правдой и стать мишенью. Эдди Марсан, невзрачный эксперт по экранным рохлям, в этой 20-минутной кульминации вдруг оказывается самым смелым персонажем и невероятным актёром, и это именно то перерождение, с которым зритель может себя проассоциировать, в отличие от выкидывающих коленца суперагентов.

Даже когда сцена погони закончится и начнётся привычная делёжка пирога с вложенными друг в друга НЕОЖИДАННОСТЯМИ, послевкусие от тех злых и искренних минут не угаснет, пусть и припорошится очередной порцией мрачного юморка и поп-культурного винегрета. «Блондинку» сложно посчитать за полноценную единицу жанра (да и какого? недостаточно самоироничный шпионский триллер?), но это интересная попытка по зарождению нового на стыке старого и мёртвого. Как вопрошал тот же Боуи, «есть ли жизнь на Марсе?» — видимо, да.

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров