Владельцем себя никто не считает, но сносить комплекс не будут — сгоревший пивзавод

Ещё неделю назад на территорию бывшего пивзавода можно было беспрепятственно попасть через открытые ворота. Сейчас проход закрыли. Но вопросы о том, что будет с броваром остались: можно ли сохранить исторический комплекс и не грозит ли ему снос, выясняли корреспонденты «ВГ».

Спустя неделю после пожара…

Ворота пивзавода были открыты настежь.

— Проходите, можете на второй этаж зайти. Там не опасно, — гостеприимно, как хозяин, проводил корреспондента «ВГ» загорелый работяга. Они с товарищем выгружали с завода оставшийся металлолом, даже легковушку подогнали.

— Кроме металла отсюда ничего не вынесешь. Всё равно здание будут сносить. Его уже другой пивзавод выкупил, — пересказывает он слухи.

Вокруг — груды хлама, битого стекла, металлические пластины. Внутри действительно можно было подняться на второй и третий этаж. Сохранилась красивая металлическая лестница. Сверху периодически падала сгоревшая труха, угрожающе свисали обугленные балки. С каждым шагом казалось, что пол или лестница под ногами могут рухнуть.

На экскурсию по заброшенному зданию заглянула группа подростков.

— Там можно на крышу залезть, — хвастаются ребята. — Не упадёшь, если за перила держаться.

Сверху получаются фотографии старого моста и Францисканского костёла с непривычных ракурсов. Только рискованно. Сторожа на тот момент не было…

Цену снижать пока не будут

На аукционе никто не захотел бороться за пивзавод. Его начальная цена на торгах 26 мая была 1,53 млн рублей (826 тысяч долларов). Хотя в 2012 году СООО «Экопромэнерго» приобрело заводской комплекс вдвое дешевле — за 3,4 млрд «старых» рублей (400 тысяч долларов). Нынешнюю стоимость определили по результатам оценки. Её утвердил суд в конце прошлого года, когда пивзавод изъяли у владельца. Снижать пока не планируют, несмотря на пожар.

Январь 2017 года

— На данном этапе кредиторы «Экопромэнерго» не видят оснований для снижения стоимости, — отметил антикризисный управляющий СООО «Экопромэнерго» Алексей Райко. — Правоохранительные органы должны установить размер ущерба. В процедуре банкротства решение о снижении стоимости принимается собранием кредиторов и утверждается судом.

Цена лота вряд ли снизится из-за того, что сейчас завод продаётся без оборудования (в отличие от 2012 года). Антикризисный управляющий был назначен в 2015 году, когда оборудование уже вывезли, а сам завод продали другой фирме (потом он снова вернулся прежнему владельцу).

Дата следующего аукциона пока неизвестна. В горисполкоме говорят, что она зависит от частника, а в «Экопромэнерго» объясняют, что всем занимается КУП по оказанию услуг «Гродненский центр недвижимости» при горисполкоме.

Кто хозяин?

Выяснилась любопытная вещь — никто не считает себя владельцем пивзавода. В «Экопромэнерго» ссылаются на решение суда об изъятии у них комплекса 30 ноября прошлого года. Городские власти поясняют, что хозяином по-прежнему остаётся частная фирма, а дело исполкома — организовать аукцион. Непонятно, кто сейчас должен поставить временную крышу на обгоревшее здание и нанять охранника.

— Согласно договору, заключённому с Гродненским центром недвижимости, с 15 апреля этого года он несёт ответственность за сохранность объекта, — цитирует договор Алексей Райко. — После пожара мы обращались в горисполком и центр недвижимости, чтобы приняли меры по обеспечению сохранности комплекса. Мы также поставили вопрос об охране объекта. Раньше у «Экопромэнерго» были заключены договоры на дневное дежурство. Но у предприятия-банкрота не было денег даже на зарплату сторожу. Из-за невозможности обеспечения охраны историко-культурной ценности завод был изъят в собственность государства.

Май 2017

Однако и город — не совсем собственник, поскольку не зарегистрировано право собственности на комплекс пивзавода.

Ходили слухи, что владелец получит после пожара солидное возмещение по страховке. Но выяснилось, что пивзавод не был застрахован. У предприятия не было денег, чтобы её оплачивать.

Комплекс не снесут

После пожара у горожан появились опасения, что здание завода могут признать аварийным. Это даст право во время будущей реконструкции разобрать его до фундамента и возводить «с нуля». Несколько объектов в городе уже восстановили по такой схеме. В Министерстве культуры вариант полностью опровергли.

— Никто этого не разрешит, — пояснила консультант отдела научно-проектных работ и реставрационного производства управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Республики Беларусь Светлана Краюшкина. — Надо провести обследование технического состояния, оценить причинённый ущерб. Похоже, что сгорели только деревянные элементы. Сейчас здание в первую очередь нужно закрыть от осадков. Накрыть крышу хотя бы из бэушных, второсортных материалов, даже рубероида или шифера. Если не найдётся покупатель, нужно изыскать средства из бюджета. По закону спонсорская помощь может идти от города или любого заинтересованного богатого человека. Стоимость противоаварийных работ из-за того, что это историко-культурная ценность, не вырастет.

Три способа сохранить сгоревший пивзавод

Гродненский историк Игорь Трусов рассказал о том, как можно восстановить самый заметный архитектурный объект в Гродно.

— Есть несколько вариантов реконструкции бровара. Худший из них, как уже бывало с ветхими или сгоревшими старыми домами в Гродно, разобрать здание с большой степенью износа до фундамента и возвести на его месте новодел. Другой — сохранить оригинальным только фасад, обозначить его схематически и выделить. Третий — убрать повреждённые пламенем конструкции, а остальное надстроить, как было раньше.

В теории — нужно восстанавливать исторический объект в том виде, который сохранился самым последним, то есть сразу перед пожаром. По мнению Игоря Трусова, особое внимание стоит уделить резиденции Сапегов, а позже Огинских XVII века (горела именно она). Вернуть ей черепичную высокую крышу, четыре башенки, оставить шикарные подвалы. Посмотреть, как она выглядела, можно в Гайтюнишках Вороновского района. Там хорошо сохранился круглый каменный дом — замок с башнями.

— Во многих странах производственные объекты успешно переделывают под культурные учреждения. Хорошо, что есть большие залы, которые подойдут для художественной галереи. Подвалы и здания XIX века можно приспособить под рестораны, кафе, гостиничные номера. Что бы там ни было, это место изумительно, —говорит Игорь Трусов.

Несмотря на пожар, комплекс остался в привлекательном для инвестора состоянии — подведены все коммуникации.

Чертежи лежат в Питере и Вильнюсе

Подробных описаний и чертежей, как выглядел пивзавод, у гродненских специалистов не сохранилось. Однако есть большая вероятность найти их в Российском государственном историческом архиве в Петербурге. Некоторые сведения есть в историческом архиве в Вильнюсе.

Какой возраст сгоревшего здания

— Пивзавод — это одно из двух зданий в центре, датированных XVII веком, если не считать костёлов. Ведь во время пожаров 1753, 1786, 1885 годов большинство старинных строений сгорело. Территория очень интересная — это терраса, сохранившаяся в зоне прорыва Немана, «Гродненском ущелье».

Наполеон Орда. Панорама Гродно. Акварель 1867 года

Идёт дискуссия, отнести строение на набережной к XVII или XVIII веку. Игорь Трусов придерживается точки зрения, что для точной датировки пока не хватает архивных данных.