«Стесняюсь, когда меня узнают на улице» — Сергей Пускепалис о любви, страхах и первом провале

«Представляете, я даже не знаю, в скольких картинах сыграл. Они растворяются в моей жизни и представляются одним целым», — рассказывает актёр и режиссёр Сергей Пускепалис, сыгравший в драмах «Как я провеёл этим летом», «Сибирь. Монамур», «Битва за Севастополь», «Ледокол» и десятках других лент. Он встретился со студентами ГрГУ имени Янки Купалы 24 мая.

Фото: grsu.by

Студенты расспросили режиссёра не только о творчестве, но и о любви, религии, путешествиях и личных страхах.

Чем сложны для вас актёрство и режиссура?

— Смена в театре идёт двенадцать часов: с восьми утра до восьми вечера. Нужно постоянно быть в форме, иметь крепкое здоровье. Отличный результат дают знания, которые можно получить только в университете. Для актёрской профессии нужен подвижный душевный аппарат. Это значит, что развитие возможно благодаря чтению, живому восприятию действительности. Самая отвратительная фраза для меня — «Я всё знаю». Такой человек не станет специалистом ни в одной сфере. Всегда стремитесь постигать новое.

Как попасть в кино? Нужны ли для этого связи?

— Вполне может случиться так, что к вам подойдут на улице и абсолютно серьёзно предложат сняться в кино. Нередко режиссёр ищет определённый типаж. Я знаю несколько людей, которые именно так попали в кино. Однако после первой роли они «сломались»: не справились с вниманием, славой, им не хватило профессиональных знаний для следующих ролей. Так случилось с актёром Василием Степановым, который снялся в фильме «Обитаемый остров». Он не был актёром. К нему просто подошли на улице — увидели в нём редкую фактуру. В итоге после дебюта он покончил с собой. Поэтому важно не просто прийти с улицы, но получить хорошее образование. Недаром актёрскому делу учатся даже дольше, чем медицине.

Вы играли в студенческом театре?

— Моя первая роль была сыграна на сцене студенческого театра. Я учился на втором курсе в театральном училище в Саратове. Играл в спектакле о трудных подростках. Мне было семнадцать, я жутко боялся пропустить второй выход и, конечно, пропустил его. Меня заменил другой актер. Это была катастрофа. Но я справился с эмоциональным потрясением, и следующие роли давались всё легче — больше не пугал зияющий передо мной зрительный зал.

Думаю, актёрам-любителям стоит браться не за готовые пьесы, а выбирать художественное произведение и на сцене придумывать своего героя и мир вокруг него.

Бывает ли настоящая любовь и проходит ли она?

— Любовь — это всё. Богословы на этот вопрос отвечают именно так. Раньше я думал, что это лишь фигура речи. Но вот мне пятьдесят лет, и я понимаю, что любовь бывает разной: к женщине, к детям, к правде, даже к пакостям. Когда человек начинает понимать, что же такое любовь, он умирает. Те, кто не успел понять этого, умирают в печали. Рекомендую посмотреть фильм «Волчок» — узнаете, насколько сильной бывает нелюбовь.

Как запоминаете длинные тексты?

— Труднее всего запоминать рифмованный текст. Иногда приходится соавторствовать с Пушкиным или Шекспиром. Когда я был еще актёром театра, заметил, что спектакль забывается сразу, когда перестаём его играть. Если учите стихи — запоминайте не текст, а образ и чувства, которые возникают при чтении. Тогда слова приходят сами собой.

Вы долго входите в роль? Что самое необычное для этого делали?

— Главное, не забыть потом выйти, — шутит актёр. — В кино я в роль не вхожу, зато в театре это необходимо. На подмостках большое значение имеет степень веры актёра в происходящее. Вышел на пустую площадку, представил деревья — и перед зрителями вырос Шервудский лес, а ты сам преобразился в Робин Гуда.  В университетах даже есть курс создания театральной атмосферы. В кино, наоборот, всё должно быть достоверно. Не люблю, когда актёр перевоплощается до неузнаваемости. Зачем женщине играть в роли мужчины, если есть мужчина? Речь не идёт о сюжетных коллизиях. В Голливуде есть специальная премия за то, как неузнаваемо артист сыграл в картине. Я же за документальный подход в кино.

Каково чувствовать себя актёром, влиятельным человеком? Осознавать, что вас знают и узнают миллионы?

— Я стесняюсь, когда меня узнают. Не понимаю, как вести себя, ведь эти люди знают меня, а я их — нет. Публичные люди сильно влияют на мнение общества.

Однажды мы с моими товарищами побывали в Уральских горах, в пещерах с наскальными рисунками. Вход туда разрешён только научным группам, но мы смогли попасть. Три часа пробирались к рисункам древних людей, которым уже 25 тысяч лет. Увидев наскальную живопись вживую, я впервые понял, что она значит. Нацарапанные на высоте трёх метров рисунки создавались для того, чтобы избавить человека от страха перед миром — терапевтический эффект. Отсюда началась история религии и искусства. Так же и современный театр или кино — должны врачевать, давать ответы на вопросы.

Не хотелось ли вам уйти из кино?

— На сцену я попал случайно — поехал с друзьями в Саратов за компанию. Мне тогда хотелось самостоятельной жизни, о профессии не думал. Друзья поступали в актёрское училище — я пошёл с ними и поступил. В процессе учёбы полюбил актёрство. Когда начал играть в театре, в какой-то момент стал профнепригоден: советовал другим актерам, как играть, а это для нас — последнее дело. Поэтому ушёл в режиссуру. Люблю, когда у меня спрашивают о планах, ведь я ничего не планирую — делаю то, что даёт жизнь. Хочешь рассмешить бога — расскажи ему о своих планах.

С какой известной личностью, живущей или умершей, вы бы хотели побеседовать?

– С Иисусом Христом. Думаю, он наиболее популярная личность в истории. Что бы спросил? Вопросы пришли бы в ходе беседы.  

Чего вы боитесь?

— Я боюсь высоты. Мне бы не хватило смелости прыгнуть с парашютом. Но страшнее всего — убить человека. Я бы никогда на это не отважился. Только если бы речь шла о защите моей семьи или родины.