Сергей Куриленко: «Для меня каждая новая роль — это паника». Ведущий актёр и режиссёр гродненской драмы рассказал свою историю для проекта «Театральные байки»

Не давали роли в театре — довёл до бешеной популярности СТЭМ в гродненском университете. Нашел своего режиссёра — стал пробовать, каково это самому. Удавались драматические персонажи — захотелось реализоваться «в чём-то модерновом». Изменить себя и обстоятельства — так и идёт по жизни Сергей Куриленко.

Ты можешь отвлекаться, но должен тут же погружать себя в спектакль. Иначе на этом заканчивается профессия. Когда не думаешь, что делаешь, когда просто барабанишь текст, выполняешь мизансцены, когда ты не в ситуации — для меня это полная катастрофа, — говорит актёр.

Удивительно, но, несмотря на богатый опыт, Сергей Владимирович — человек в себе не уверенный. Для него каждая новая роль — это паника. Но в то же время ему хочется в очередной раз испытать себя и преодолеть, но так, чтобы было понятно, зачем.

 

Кадры из спектаклей «Варшавская мелодия» (2007) и «Паўлінка» (1992)

Формальный театр мне не близок. Как-то два года подряд ездил на фестиваль в Друскининкай. Посмотрел современный большой польский театр. Ну, таким для меня скучным оказался… Потому что во главу поставлен текст. И они стоят, докладывают. Как?! Ради этого стоило целый огород городить?! Можно было просто прочитать. Хотя да, понимаю, что они пытаются найти новую форму. Если идут зрители — значит, нормально. Но есть и такие, которым, как и мне, такой театр будет неинтересен.

Самым важным в актёрской профессии Сергей Куриленко считает умение искать в себе точки соприкосновения с героем. Причём не важно, с каким именно. Ведь в человеке есть буквально всё — в том числе и мерзкое. Актёру приходится доставать это из себя, вытаскивая на публику неизведанные доселе собственные грани. И, конечно, Сергей Владимирович просто наблюдает за человеком, как за персонажем. Подмечает и сливается с ним, с ролью.

В спектакле «Рок-концерт» (2001)

Из спектакля «Стеклянный зверинец» (1982)

Кадр из спектакля «Тарас на Парнасе» (2010)

— В «Белорусской комедии» мой герой ходит украдкой и на носочках — это чтобы его не было заметно. Он может тихо подкрасться, может выйти из-за забора, сказать реплику и исчезнуть. Как мне кажется, в целом придумалось и получилось интересно.

Он сыграл десятки ролей, поставил свои серьёзные спектакли и при этом не подхватил звёздную болезнь, остался доступным и откровенным.

В спектакле «Датская история» (1994)

  

Кадры из спектаклей «В будущем году…» (1996) и «Тартюф»

Быть мужчиной для вас — это что?

— Уметь постоять за себя. Нести ответственность за семью. У тебя рядом есть женщины, за которых ты отвечаешь, как в моём случае. Не обязательно быть успешным. Важно их любить. И они это должны это чувствовать. Хотя лично я говорить о любви не очень умею. Всё пошло от воспитания — у нас в семье это было не принято. У нас были папа, мама и три мальчика. Поэтому как-то не научился. Из-за этого я редко о таком говорил своим близким, но это плохо, и я это осознаю.

Вам приходилось драться?

Не часто, но приходилось. Нехорошие ситуации, даже вспоминать не хочется. Не хочуговорить только потому, что до сих пор считаю это безобразием.

Кадр из спектакля «Прымакі» (2007)

В спектакле «Одинокий Запад» (2003)

Вы умеете дружить?

— Мне кажется, умею… А может, и не умею… Для меня дружба — это готовность всегда прийти на помощь. В любой ситуации. Как бы плохо не было. Уметь разделить с человеком не только радость, но и в первую очередь беду.

Вы могли бы всё изменить в своей профессии?

— У нас жизнь иначе построена. Ты приезжаешь на другое место, и тебе банально негде жить. Возникают проблемы. Всё бросить и с нуля начать — это очень тяжело. Может, я бы и попробовал, но это уже слишком нереально.

Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» (1987)

Как вы формируете свои отношения: режиссёр — актёр?

Я никогда не любил жёсткого обращения ко мне как к актёру и считаю, что так нельзя общаться ни с кем. У меня лично были примеры, когда меня старались размазать как артиста. В моём понимании это просто неприемлемо. Да, режиссёр должен знать, куда он идёт, но для этого не обязательно брать людей на жёсткую сцепку и тащить за собой. Можно показать — надо идти туда, есть несколько вариантов. Пробуйте!

В спектакле «Студентка» (2007)

Справка «ВГ»

Сергей Владимирович Куриленко родился в 1956 году в городе Сафоново Смоленской области. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (1980); Академию переподготовки работников искусства, культуры и туризма в Москве по программе «Режиссура драматического театра» (2011). В Гродненском областном драматическом театре работает с 1980 года. Сергей Куриленко — заслуженный артист Республики Беларусь, имеет нагрудный знак «За вклад в развитие культуры Беларуси». За свою карьеру он сыграл более 75 ролей в театре и создал 15 спектаклей, среди которых «Случайная смерть анархиста», «Девичник над вечным покоем», «День рождения кота Леопольда» и «Чёрная комедия».

Спектакль «Случайная смерть анархиста»

Спектакль «Чёрная комедия»