Сергей Куриленко: «Для меня каждая новая роль — это паника». Ведущий актёр и режиссёр гродненской драмы рассказал свою историю для проекта «Театральные байки»
Не давали роли в театре — довёл до бешеной популярности СТЭМ в гродненском университете. Нашел своего режиссёра — стал пробовать, каково это самому. Удавались драматические персонажи — захотелось реализоваться «в чём-то модерновом». Изменить себя и обстоятельства — так и идёт по жизни Сергей Куриленко.
— Ты можешь отвлекаться, но должен тут же погружать себя в спектакль. Иначе на этом заканчивается профессия. Когда не думаешь, что делаешь, когда просто барабанишь текст, выполняешь мизансцены, когда ты не в ситуации — для меня это полная катастрофа, — говорит актёр.
Удивительно, но, несмотря на богатый опыт, Сергей Владимирович — человек в себе не уверенный. Для него каждая новая роль — это паника. Но в то же время ему хочется в очередной раз испытать себя и преодолеть, но так, чтобы было понятно, зачем.
Кадры из спектаклей «Варшавская мелодия» (2007) и «Паўлінка» (1992)
— Формальный театр мне не близок. Как-то два года подряд ездил на фестиваль в Друскининкай. Посмотрел современный большой польский театр. Ну, таким для меня скучным оказался… Потому что во главу поставлен текст. И они стоят, докладывают. Как?! Ради этого стоило целый огород городить?! Можно было просто прочитать. Хотя да, понимаю, что они пытаются найти новую форму. Если идут зрители — значит, нормально. Но есть и такие, которым, как и мне, такой театр будет неинтересен.
Самым важным в актёрской профессии Сергей Куриленко считает умение искать в себе точки соприкосновения с героем. Причём не важно, с каким именно. Ведь в человеке есть буквально всё — в том числе и мерзкое. Актёру приходится доставать это из себя, вытаскивая на публику неизведанные доселе собственные грани. И, конечно, Сергей Владимирович просто наблюдает за человеком, как за персонажем. Подмечает и сливается с ним, с ролью.
В спектакле «Рок-концерт» (2001)
Из спектакля «Стеклянный зверинец» (1982)
Кадр из спектакля «Тарас на Парнасе» (2010)
— В «Белорусской комедии» мой герой ходит украдкой и на носочках — это чтобы его не было заметно. Он может тихо подкрасться, может выйти из-за забора, сказать реплику и исчезнуть. Как мне кажется, в целом придумалось и получилось интересно.
Он сыграл десятки ролей, поставил свои серьёзные спектакли и при этом не подхватил звёздную болезнь, остался доступным и откровенным.
В спектакле «Датская история» (1994)
Кадры из спектаклей «В будущем году…» (1996) и «Тартюф»
Быть мужчиной для вас — это что?
— Уметь постоять за себя. Нести ответственность за семью. У тебя рядом есть женщины, за которых ты отвечаешь, как в моём случае. Не обязательно быть успешным. Важно их любить. И они это должны это чувствовать. Хотя лично я говорить о любви не очень умею. Всё пошло от воспитания — у нас в семье это было не принято. У нас были папа, мама и три мальчика. Поэтому как-то не научился. Из-за этого я редко о таком говорил своим близким, но это плохо, и я это осознаю.
Вам приходилось драться?
— Не часто, но приходилось. Нехорошие ситуации, даже вспоминать не хочется. Не хочуговорить только потому, что до сих пор считаю это безобразием.
Кадр из спектакля «Прымакі» (2007)
В спектакле «Одинокий Запад» (2003)
Вы умеете дружить?
— Мне кажется, умею… А может, и не умею… Для меня дружба — это готовность всегда прийти на помощь. В любой ситуации. Как бы плохо не было. Уметь разделить с человеком не только радость, но и в первую очередь беду.
Вы могли бы всё изменить в своей профессии?
— У нас жизнь иначе построена. Ты приезжаешь на другое место, и тебе банально негде жить. Возникают проблемы. Всё бросить и с нуля начать — это очень тяжело. Может, я бы и попробовал, но это уже слишком нереально.
Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» (1987)
Как вы формируете свои отношения: режиссёр — актёр?
— Я никогда не любил жёсткого обращения ко мне как к актёру и считаю, что так нельзя общаться ни с кем. У меня лично были примеры, когда меня старались размазать как артиста. В моём понимании это просто неприемлемо. Да, режиссёр должен знать, куда он идёт, но для этого не обязательно брать людей на жёсткую сцепку и тащить за собой. Можно показать — надо идти туда, есть несколько вариантов. Пробуйте!
В спектакле «Студентка» (2007)
Справка «ВГ»
Сергей Владимирович Куриленко родился в 1956 году в городе Сафоново Смоленской области. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (1980); Академию переподготовки работников искусства, культуры и туризма в Москве по программе «Режиссура драматического театра» (2011). В Гродненском областном драматическом театре работает с 1980 года. Сергей Куриленко — заслуженный артист Республики Беларусь, имеет нагрудный знак «За вклад в развитие культуры Беларуси». За свою карьеру он сыграл более 75 ролей в театре и создал 15 спектаклей, среди которых «Случайная смерть анархиста», «Девичник над вечным покоем», «День рождения кота Леопольда» и «Чёрная комедия».
Спектакль «Случайная смерть анархиста»
Спектакль «Чёрная комедия»