«Я понимал, что шансов победить у меня ноль»: как в Гродно выбирали лучший эскиз памятника Давыду Городенскому
Не конный, но на коне — так выглядит образ великого полководца, победивший в конкурсе на лучший эскиз памятника Давиду Городенскому. Автор Сергей Оганов родом из Лиды, живёт в Минске.
— Я был очень удивлён, у меня был шок. Я считал, что шансов победить у меня ноль целых ноль десятых. Я думал, люди просто поулыбаются, но не примут. Надеюсь, победил, потому что работа оригинальна и сильно отличается от остальных, — признаётся победитель конкурса Сергей Оганов.
Он представил на конкурс два варианта: в бронзе и в граните. И оказался единственным, кто предложил каменный эскиз. В скульптуре полководец создаёт единое целое с конём, закрывая его своим плащом. В руке воина меч, а за спиной щит с православным крестом. Попона коня — в форме треугольника под мечом. На ней — загадочный знак: оказывается, это древнее изображение креста, символизирующее Троицу. У подножия — старый замок времён Давида Городенского, на обратной стороне — Коложа.
— Этот образ — скала, глыба. Мне хотелось, чтобы сложилось ощущение не новодела, а чего-то архаичного, древнего. Говорят, что у этого эскиза есть параллель с литовской скульптурой, где облик исторических деятелей передают языком своего времени, — объясняет Сергей.
При создании эскиза автор советовался с известным минским художником Павлом Татарниковым. Тот помог скульптору изобразить крест на попоне и Старый замок близко к нужной эпохе. Любопытно, что скульптура не считается конной, хотя изображён всадник.
Портрет гродненского каштеляна не сохранился, поэтому в скульптуре важно было не изображать детально лицо.
Всего в конкурсе приняли участие 13 работ из Гродно, Минска и Бреста. Большинство — в полный рост, три конных, одна с оленем святого Губерта.
Лучший эскиз выбирала комиссия вечером в среду, 12 апреля. Туда вошли 16 человек: архитекторы, искусствоведы, художники, представители Министерства культуры, облисполкома, горисполкома, православной епархии, меценат. Возглавлял жюри зампред горисполкома Казимир Гецевич.
На первом этапе голосования выбрали четвёрку лучших работ. Сразу же вырвалась вперёд работа в граните Сергея Оганова (11 голосов), на втором месте оказалась его же работа в бронзе (9 голосов). Третье место разделили гродненский скульптор Владимир Пантелеев и скульпторы из Минска Гумилевские, отец и сын. На втором этапе голосования каменная работа Сергея Оганова набрала 12 голосов, а его же бронзовая — 4.
При разработке эскиза автор не общался с меценатом и не уточнял его пожелания.
— Первым человеком, кто мне позвонил и поздравил, сказал много тёплых слов после победы, был именно меценат. Хоть раньше я его не знал и не видел, — рассказывает Сергей. — Вторым с искренними поздравлениями позвонил Владимир Пантелеев. Он видел мою работу ещё в мастерской, когда приезжал в гости, я от него не скрывал. И она ему нравилась.
В интернете уже высказались гродненцы, недовольные таким выбором. Сергей Оганов в ответ рассказал, что он не случайный человек в исторической тематике. Средневековье изучает около десяти лет:
— Я легко отличу бригантину от латного доспеха, немецкий меч от норвежского, а полутораручный меч от одноручного. Я знаю, какие щиты носили викинги и норманны. Я в этом не «плаваю». И я приложу все силы, чтобы работа была качественной, с самопожертвованием. Но мне трудно объяснить это остальным.
У Сергея Оганова уже есть монументальные скульптуры: войту с ключами около ратуши в Минске и погибшему курсанту около военной академии, Анастасии Слуцкой в Слуцке, а также Мишке на месте бывшего пивного завода в родной Лиде (в соавторстве с Андреем Хотяновским).
Ожидается, что памятник Давиду Городенскому установят уже в этом году. Точные сроки не называют. Он появится на газоне между Старым и Новым замками. По высоте будет около четырёх метров.
Справка «ВГ»
Давид Городенский прожил всего 43 года на рубеже XIII и XIV веков во время правления князей Гедимина и Витеня. Он прославился как князь ВКЛ и полководец, который не проиграл ни одной битвы. Он защищал от крестоносцев не только Гродно и Новогрудок — к нему за помощью обращались даже из Пскова. После трёх неудачных попыток рыцари Тевтонского ордена не рисковали нападать на Гродно в течение 14 лет — до конца жизни каштеляна Давида. Полководца в его шатре убил кинжалом в спину польский рыцарь во время военного похода. По легенде, гродненского старосту похоронили у стен Коложской церкви.
Фото предоставили в Гродненском горисполкоме