«Он тихий, но мог за собой повести»: родные дали показания по делу об убийстве таксиста
— Он тихий, но мог за собой повести. Мы считаем, что он подбил Сашу бросить учёбу, — сказала тётя одного из обвиняемых, и Александр горько расплакался. На втором заседании по делу об убийстве таксиста допросили родных и близких обеих сторон в среду, 12 апреля.
В суде вновь многолюдно: семья погибшего Андрея, родители подсудимых, жена одного и бывшая девушка другого, коллега по работе, солидарные таксисты. Нескольким друзьям даже не хватило места: по техническим причинам слушания на несколько часов перенесли в малый зал, где может сесть не больше 18 человек.
Старший брат: «Андрей готовился к 1 сентября»
Первый в очереди свидетелей — старший брат погибшего, отец Ян, католический священник прихода на Вишневце, в очках, уже поседевший. В последний раз общался с Андреем накануне гибели, 13 августа, — помогал на участке с подготовкой к строительству, пилили деревья:
— Андрей был радостный, спокойный. Готовился к 1 сентября, дочка шла в первый класс. Рассказывал, что именно уже купили. Вскоре собирались поехать отдыхать в Гданьск. Говорил, если будут силы вечером, то поедет потаксует. Воскресенье планировал провести с семьёй.
Об исчезновении Андрея узнал только утром. В память врезалось время на телефоне — 2:46. С этого момента «Вайбер» Андрея оказался вне зоны действия сети. Его искали у родителей, обзвонили друзей. Съездили в деревню — вдруг сломалась машина и сел телефон?
— Утром позвонил следователь и сказал, что ещё ничего неизвестно, но нужно взять у мамы ДНК, — продолжает Ян. — Попросил ничего ей не говорить. Когда нашли пустую машину, я ездил по полям, думал, может, где-то лежит его тело. Около Гибуличей увидел толпищу, но сотрудники не хотели меня туда пускать. Пока знакомый следователь не подтвердил: «Да, он».
Мама Артура: «Спокойный, ответственный, всегда помогал»
Маленькая худая женщина с распущенными волосами сидит в первом ряду, прикрывая лицо. На допросе внимательно смотрит на прокурора и чётко отвечает, делая паузу после вопроса.
— Артур спокойный, ответственный. Когда в школе учился, постоянно был дома. Всегда помогал, — говорит мама молодого человека Татьяна Александровна.
Семья живёт в деревне под Гродно. Артур — старший ребёнок, кроме него есть ещё трое. В девять лет умер отец, мама вышла замуж повторно. Супруги работают в колхозе. Бабушка и дедушка умерли у Артура на руках, мама в это время была в роддоме. В последнее время сын жил отдельно. Мать знала про долг за учёбу (около 4 тысяч рублей) — сын не захотел отрабатывать по специальности, — иногда немного помогала деньгами:
— В планах у сына было работать с компьютерами, учиться он больше не хотел.
Утром после убийства оба друга заехали в родительский дом Артура. Тот иногда приезжал к родителям, в том числе с девушкой. Ничего подозрительного женщина в парнях не заметила, следов крови не видела, только у сына была поцарапана щека. А когда муж Татьяны подал руку Саше, тот попросил сильно не жать, сказал, что болит. Молодые люди объяснили, мол, были разборки в бане. Ранее Александр рассказывал суду, что сломал мизинец, когда бил водителя такси.
При обыске в деревенском доме нашли нож, которого раньше мама дома не видела. По словам Артура, это нож с места преступления, который он прятал на балконе.
Бывшая девушка Артура: «У него был особый талант»
Эффектная девушка Алеся с аккуратным макияжем и длинными волосами, собранными в хвост, представляется бывшей девушкой обвиняемого. Она ещё студентка. На гособвинителя смотрит широко раскрытыми глазами. Её хорошо слышно, отвечает развёрнуто. В ходе допроса, похоже, ни разу не взглянула на бывшего парня. С Артуром встречались меньше года, расстались незадолго до убийства.
— Я прекратила отношения по личным мотивам, не хотела бы их озвучивать.
— Разочаровались? — уточнил судья.
— Можно сказать и так.
— Решили, что он не вашего круга?
— Я не высокомерная, чтобы так говорить. Просто поняла, что это не мой человек.
Алеся описала бывшего парня как обычного, нормального молодого человека без странностей. Знала, что у него есть долги за учёбу и съёмную квартиру. Отдала ему свой старый телефон.
— Он хотел зарабатывать много денег. Я настраивала его зарабатывать тем, что он умеет. Он неплохо разбирался в программировании. У него был особый талант, самоучка. Получал за это неплохие деньги.
После расставания продолжали общаться, так как жили по соседству. Виделись в день перед убийством и на следующее утро. Алеся приносила ему таблетки, градусник. Парень выглядел больным, но не подозрительным. Артур много раз её набирал. По словам девушки, она старалась поменьше с ним видеться, поэтому предпочитала отвечать на звонки. После задержания молодого человека девушка оплатила его долги за коммунальные услуги.
Тётя Александра: «Решили дать ребёнку шанс на нормальную жизнь»
Анжела, супруга второго обвиняемого, Александра, пришла на заседание, но отказалась давать показания, воспользовавшись правом не свидетельствовать против близкого родственника. Она попросила остаться на заседании. Известно, что молодые люди поженились в 2015 году. В ноябре прошлого года, когда Александр был под стражей, у пары родился сын.
Зато охотно рассказала о своём племяннике тётя-опекун Тереза Иосифовна. После смерти сестры она заменила Саше маму. Некоторое время парень провёл в детдоме Владивостока. Оттуда и забрали 12-летнего мальчика в деревню под Гродно. У них с мужем двое своих сыновей.
— Решили дать ребёнку шанс на нормальную жизнь, чтобы он не скитался по детдомам. После 11-го класса Саша поступил в военную академию, ему очень хотелось туда. Но ко второму году учёба давалась трудновато. Написал рапорт, его отчислили. Рассчитывал, что с сироты не будут взимать долг за обучение. Однако пришёл иск почти на 200 млн рублей (старыми).
Тереза Иосифовна — высокая, спокойная женщина, работает уборщицей в школе. Говорит твёрдо, размеренно. Она не паниковала из-за долга сама и успокаивала приёмного сына: потихоньку выплатим. Сразу не поверила, что Саша может пойти на преступление, думала, что какая-то ошибка.
— Как вы думаете, кто из друзей лидировал в паре? — уточнил адвокат.
— Артур, он тихий, но мог за собой повести. Мы считаем, что он подбил Сашу бросить учёбу. Поэтому мы с ним не общались. Нам этот человек был неприятен. Я всегда говорила Саше: «Надо жить так, чтоб не стыдно было людям посмотреть в глаза». Мне кажется, нам удалось в него вложить что-то хорошее. Он всегда принимал активное участие в жизни школы.
В клетке послышалось громкое шмыганье. Губы у Александра задрожали, он начал растирать слёзы по щекам, а потом согнулся и закрыл лицо руками.
Суд перешёл к рассмотрению письменных материалов дела, показаний, которые стороны раньше давали следователям. Зачитывая их, суд будет анализировать несоответствия, противоречия. Слушания планируют завершить в течение двух недель.
Напомним
Резонансное убийство произошло в ночь на 14 августа прошлого года. 33-летний таксист Андрей не вернулся со смены домой. Поиски шли целый день. Утром в Коптёвке нашли его серый «Фольксваген», пустой и со следами крови, а днём на поле около деревни Гибуличи — искалеченное тело.
Как выяснилось, мужчину били молотками, камнями, руками, ногами. Остались следы 57 ударов, больше половины из них — по голове. Из машины пропало 250 рублей. Вскоре по подозрению в убийстве задержали двух молодых людей, последних пассажиров погибшего.
За убийство с особой жестокостью закон предусматривает наказание от 8 до 25 лет лишения свободы, или пожизненное заключение, или смертную казнь.
«Человек вроде бы сказал: “За что?”». Начался суд о жестоком убийстве таксиста