Тайная жизнь актёров-игрушек — как живут куклы в театре
Спектакль о кентервильском привидении на сцене больше не идёт, но симпатичная кукла из постановки до сих пор висит в театральном музее на вешалке-гребёнке. Почему кукол-актёров никогда не выбрасывают и зачем гоголевскую панночку спрятали в чехол, рассказала костюмер-реквизитор театра кукол Светлана Макарчик.
Детские зонтики стали балеринами
Маленькая женщина с усилием передвигает тяжёлые стеллажи, на которых висят сотни кукол. Светлана Макарчик работает в театре пятый год.
— Это наш Гекконя, — говорит она, доставая из мешка блестящую синюю рептилию. — Он у нас особенный — раньше был ковриком для йоги.
Кукол делают не только из дерева, но из любых подручных материалов. Туловище геккона художник Лариса Микина-Прободяк смастерила из коврика для йоги, его лапами стали спицы старого зонта. Балерины из спектакля «История одного дома» были раньше детскими зонтиками. Один актёр крутит зонтик-балерину, другой ловко управляет её тонкими руками и ногами. Балерина-солистка одета в голубую пачку, её ассистентки — в белые наряды. Чтобы сделать привидение, художник использовала специальную ткань, которая светится в ультрафиолетовых лучах.
Самые простые куклы — перчаточные. Светлана Макарчик надевает на руку Наф-Нафа — одного из трёх поросят. Труднее всего актёру приходится с марионетками, которые управляются нитками. Порой у одной куклы может их быть до двадцати.
Реквизит «Пиковой дамы» присваивают театралы
Реквизит хранится в подписанных коробках: «Сон в летнюю ночь», «Бибигон», «Золушка»… Здесь кубки, свечи, рюмки, веера — каждого предмета по два, для того чтобы в случае потери реквизитор мог мгновенно подать на сцену запасную вещь. Светлана Макарчик рассказывает о фанатичных театралах, которые тайком уносят карты с постановки «Пиковая дама».
— Спектакль камерный, зрители сидят близко к сцене, — говорит реквизитор. — Когда уходят, забирают с собой карты, особенно хотят взять даму пик. Колода сделана специально для спектакля, поэтому заменить пропавшие карты нечем. С каждым спектаклем колода становится всё меньше.
Для крупного реквизита есть «карман» за сценой — огромное помещение с высокими потолками. Здесь можно отыскать семь белых чемоданов из спектакля о Белоснежке. Могилёвский режиссёр Игорь Казаков поручил реквизитору найти семь чемоданов: от большого до маленького. В продаже подходящих не нашлось. В итоге искали у горожан. Если присмотреться, видно, что чемоданы разные: есть даже популярный в советское время дипломат.
Выбросить куклу — плохая примета
— Однажды после спектакля «Мальчик-звезда» ко мне подошли дети и спрашивают: «Где вы взяли волшебную пыльцу? Дайте нам!», — рассказывает Светлана Макарчик. — Знали бы они, что пыльца — это мелко нарезанные фантики от конфет!
Чтобы устроить на сцене снегопад, реквизитор заранее нарезает бумагу или упаковку от батона — она искрится в свете прожекторов, создавая эффект снега на солнце. Бумажные домики для спектакля «Фауст» делают к каждой репетиции, ведь по задумке режиссёра их сжигают прямо на сцене. Перед спектаклем реквизит складывают на «раскладушки» — это ящики, перетянутые тканью. Кукол вешают на гребёнках.
Во всех театрах есть примета: ни одну куклу, даже если спектакль перестали ставить, не выбрасывают. Так сложилось издавна. Почему, Светлана не знает. Ушедших «на пенсию» переселяют в театральный музей, дарят другим театрам. Старичком считается кентервильское привидение, которому уже 30 лет. И хоть спектакль уже не идёт, куклу по-прежнему хранят на гребёнке и раз в месяц чистят от пыли.