Владелец «Конте» Валентин Байко о бизнесе, об идеальном учителе и о новом проекте компании

«Знаете, мне не хочется говорить о наградах», — признался в начале беседы Валентин Байко, основатель одного из крупных белорусских предприятий «Конте Спа». В начале декабря он стал победителем национального этапа самого престижного международного конкурса среди представителей бизнеса. В своём интервью он говорил о здоровом образе жизни, об идеальном учителе и о том, что важнее денег.

Работаем больше, а прибыли меньше

Вы получили титул «Предприниматель года — 2016» в конкурсе компании EY. Что это значит для вас и вашего предприятия?

— Обычно мы в конкурсах не участвуем. Это отвлекает время, силы. Сейчас я согласился, потому что понимал — участие и возможная победа положительно скажутся на имидже предприятия, которое я возглавляю. Аудиторская компания EY входит в тройку самых крупных и влиятельных в мире. Если она присуждает руководителю предприятия такую победу, то это плюс в мировом рейтинге компании, в отношениях с банками, с международными финансовыми институтами.

Что сейчас волнует вас, как руководителя крупного бизнеса?

— Работаем больше, а прибыли у компании меньше. Это подтолкнуло к поиску новых ресурсов и возможностей. Я лично стал больше общаться с людьми внутри компании: не только с топ-менеджерами, но и с простыми работниками. Это позволяет глубже вникать в проблемы и оперативно реагировать. Происходит много изменений. Мы работаем над уменьшением себестоимости продукции, модернизацией оборудования, удешевлением кредитных ресурсов, разработкой новых линеек продуктов, привлечением новых людей в компанию.

Заметили, как изменилось финансовое самочувствие простых людей?

— Сейчас все стали считать бюджеты. Это отразилось и на производстве, и на продажах. Мы за то, чтобы люди больше зарабатывали. Чем больше у населения денег, тем больше они могут покупать товаров. Это один из факторов для стимулирования и развития промышленности. Для нас были самые лучшие годы, когда в Беларуси были зарплаты в 500 долларов, доходили до 600. Тогда мы развивались очень хорошо.

Чему научил кризис?

— Последний кризис показал, что для нашей компании лучше, чтобы собственник принимал участие в её работе, а не сидел сложа руки в ожидании дивидендов. Мы понимаем, что на мне и других учредителях лежит немалая ответственность. Ведь «Конте» — большое предприятие, только в Гродно здесь работает более 2,5 тысячи человек. Поэтому решения принимаются взвешенные и максимально обдуманные. И не всегда они вызваны погоней за сиюминутной прибылью

Закрыл два бизнеса

Какими принципами руководствуетесь, когда принимаете такие важные решения?

— Соблюдать закон — это очень жёсткая позиция. Этот принцип может помешать получить сиюминутный выигрыш, но в долгосрочной перспективе полностью оправдан. Я два раза в жизни закрывал бизнес, когда приходилось выбирать: или я нарушаю закон и зарабатываю деньги, или соблюдаю законы и работаю в убыток. И каждый раз для меня открывались новые возможности, которые я даже не мог себе представить, и каждый раз это было во благо.

Можно об этом подробнее?

— В конце 90-х годов закрыл сеть розничных магазинов в Гродно, их у нас было пять или шесть. В то время гиперинфляция съедала всю прибыль. Заниматься подтасовками накладных или закупкой нелегального товара я не хотел. Поэтому закрыл этот бизнес и полгода сидел без работы. Ситуация казалась безвыходной. Я был практически в отчаянии, не знал, как прокормить семью, чем заниматься. Но в это время я много думал, искал направления для нового бизнеса, мне стали встречаться интересные люди, я стал их слышать по-другому — зародилось сотрудничество. Так появилась оптовая фирма — эксклюзивный дистрибьютор парфюмерии и косметики компаний «Колгейт-Палмолив» в Беларуси. Казалось, всё стабилизировалось… А потом стало невозможно покупать валюту на бирже для закупки товара. А делать это через фирмы-однодневки я не хотел. Потому что понимал, что это незаконно. И я был вынужден закрыть большой бизнес. И это тоже мой жизненный опыт.

— И потом появилось «Конте»?

Решил сосредоточиться не на торговле, а на производстве. Из поездки на выставку польских производителей привёз каталог, купленный за пять долларов. На тот момент — большие деньги для меня. Потом знакомый предприниматель подсказал идею про колготки — дефицитный товар на постсоветском пространстве. А у меня уже стоял на полке тот каталог, и там было 25 производителей колготок. И я с братом поехал в Польшу посмотреть производство, изучить опыт. Мы стали учиться производить колготки.

Отказался от мяса после смерти друга

В ваших интервью вы часто говорите о здоровом питании, здоровом образе жизни. Стали вегетарианцем, отказались от алкоголя, занимаетесь йогой. Как вы к этому пришли?

— Хороший товарищ, который возглавлял наше предприятие в Киеве, умер в 43 года от онкологического заболевания. После этого я задумался о качестве продуктов, качестве жизни.

Я познакомился с людьми, которые стали для меня авторитетами в этой сфере, потому что они были в очень хорошей физической форме, несмотря на возраст. И они могли делать то, чего я и близко не мог.

Я видел, какие подвижные и гибкие мои дети. Они могли сесть в позу лотоса, согнуться и положить голову на пол. А у меня был лишний вес, и я не мог сделать элементарных упражнений. И если бы я продолжал прежний образ жизни, то стал бы большим и толстым, гробил печень, иммунитет и здоровье.

Сколько лет ушло на изменение рациона?

— Рацион менялся в течение пяти лет. Свинину, говядину и красные сорта мяса исключил сразу. Потом стало меньше птицы, постепенно отказался от рыбы. Сейчас ушел от молока и молочных продуктов. В рационе остались фрукты, овощи, злаки, каши, крупы. Сегодня я кушал яблоки. Когда ехал во Францию, вез с собой полчемодана яблок.

Белорусские яблоки лучше французских? Или вы какие-то особенные едите?

— У нас есть партнер, фермер, который занимается органическим земледелием и садоводством. У него и покупаем.

Воду особенную пьете?

— Я жалею, что только в 46 лет проверил качество воды, которую мы пьём. И фильтрованная вода оказалась самой плохой. У нее был низкий PH, минимальное количество микроэлементов, почти как у дистиллированной воды. Вода из скважины оказалась лучше.

О школе и об идеальном учителе

У вас образование педагога. Что бы вы изменили в современной школе?

— Действительно, два года отработал учителем в деревне. Если бы мне тогда платили хорошую зарплату, то не стал бы бизнесменом. Если говорить про школу, то можно преподавать там основы религии. Я не к тому, чтобы всех в веру обращать, но мы должны рассказать детям и дать им возможность выбрать. Уверен, что человек должен думать о Боге с детства. В мое время в школе говорили, что Бога нет. А сейчас я вижу массу примеров в жизни, доказывающих обратное.

Если бы у вас была возможность выбрать педагога для своих детей, кого бы выбрали?

— Это был бы великий грузинский педагог Шалва Александрович Амонашвили.

Почему именно он?

— Года два назад летел в самолёте и в журнале прочитал статью о том, как Шалва Амонашвили готовится к 1 сентября, чтобы встречать первоклассников. Летом с женой и детьми был у него на семинаре в грузинском селе. В течение недели, как студент, слушал лекции и писал конспекты. Старался не выходить из зала даже на пару минут, потому что хотелось впитать каждое слово.

Знаю, что вы пригласили Шалву Амонашвили в Гродно.

— В развитии бизнеса наступает такой момент, когда чувствуешь силы не только производить продукт, но и дать людям гораздо больше, чем то, ради чего этот бизнес начинался. И чем больше сил, тем больше ответственности.

Хочется быть полезным для общества и особенно для жителей города, в котором мы ведём этот бизнес. Можно давать поддержку тем, кто нуждается в этом прямо сейчас, и это очень нужный, важный, благородный путь. А можно инвестировать свои средства, время, энергию в будущее, создавая в настоящем ту среду, которая сделает возможным вырастить поколение, которое будет лучше, счастливее, ответственнее нас и более приспособлено к изменчивым реалиям мира.

Как вы видите это?

 — Мы начинаем социальный проект «Музыка сердца», в рамках которого хотим организовать серию встреч с всемирно известными современниками, людьми авторитетными, мудрыми, профессиональными. Это будут учёные, деятели культуры, духовенства, образования спорта, медицины, бизнеса. Шалва Александрович — это гость «Конте» номер один.

18–19 марта он проведет в Гродно авторский семинар «Мама, папа, я. От рождения до совершеннолетия». Я советую и родителям, и педагогам принять участие в семинаре, чтобы пообщаться и вживую услышать легенду гуманной педагогики. Примером собственной жизни и многолетней работы он доказал, что воспитание, основанное на духовных ценностях, истинная любовь и разумная забота о детях, полученные в семье, и составляют тот стержень личности, позволяющий с уверенностью смотреть в будущее.

Надеяться нужно только на себя

Как опытный бизнесмен, какой совет сможете дать молодым предпринимателям?

 — Молодым предпринимателям нужно надеяться только на себя. Вам никто ничего не должен. Например, государство вам не обязано помогать, давать дешёвые кредиты или еще что-то. Нужно просто ставить цели и к ним двигаться. Движение вперёд раздвигает горизонты. Занимаясь любым делом, делайте его лучше других.

Справка «ВГ»

Валентин Байко — один из совладельцев компании «Конте Спа» по производству чулочно-носочных изделий и трикотажа, которую вместе с партнерами основал в 1997 году. Сегодня компании принадлежит часть акций Брестского чулочного комбината, сети магазинов косметики и бытовой химии Optima, «Тринити Инвест», торговая и офисная недвижимость в Гродно и других городах.

Родился в 1969 году в Гродно, окончил СШ № 20, затем ГрГУ имени Янки Купалы. Член Совета по развитию предпринимательства в Беларуси, с 2013 года почётный консул Украины в Гродно. Увлекается йогой, убеждённый вегетарианец. Женат, воспитывает троих детей.