Что за жизнь без duty free: в Литве рассказали, как уменьшить очереди на границе и кто заплатит топливный налог

С кого возьмут топливный налог, поедем ли в Литву через Поречье и как таможня соседнего государства борется с контрабандой сигарет — об этом рассказал глава таможенного департамента Литвы Йонас Мишкинис.

С полным баком — три раза в месяц

Недавно литовская сторона ввела ограничения на ввоз топлива.

— Если через границу ездят чаще, чем три раза в месяц, то мы видим риск: люди используют топливо не по прямому назначению, а пытаются извлечь выгоду из его продажи, — объясняет Йонас Мишкинис. — В этом случае они должны платить налог. С другой стороны, граждане имеют право доказать обратное и подтвердить, что едут в Литву не ради коммерческой выгоды, а учатся или работают в соседнем государстве. Должны предоставить договор о сотрудничестве, работе или учёбе.

Оформить декларацию на топливный налог можно в течение нескольких минут, если стороны не имеют претензий и споров.

Еще большее опасение у литовских таможенников вызывают белорусские дальнобойщики, которые с полным баком едут за грузом, например, в Клайпеду. Понятно, что за дорогу они не потратят весь запас горючего.

Налог рассчитывается по специальному коэффициенту и зависит от количества топлива. Если возникают спорные случаи, когда в декларации перевозчик занизил объём, то количество горючего в баке измеряют специальным прибором. В любом случае каждый имеет право подать жалобу в администрацию таможенного департамента Литвы.

Глава таможенного департамента Литвы Йонас Мишкинис

В Поречье вернутся таможенники?

Очереди на границе можно уменьшить, организовав новые пункты пропуска. Йонас Мишкинис отметил, что в пункте упрощённого пропуска «Поречье — Латежерис», которым могут пользоваться жители приграничных территорий, увеличивается поток пассажиров. Возможно, в будущем там организуют полноценный пункт пропуска, где кроме  пограничного контроля появится и таможенный.

Сейчас самым крупным пунктом пропуска на белорусско-литовской границе остаётся «Каменный Лог — Мядининкай», рассчитанный на 400 единиц транспорта в сутки. В ближайшие годы погранпереход планируют расширть в два раза, что увеличит пропускную способность. На время реконструкции пассажиры будут пользоваться пунктом пропуска «Лоша — Шумскас», статус которого планируют сменить на международный. Но пока реконструкция «Каменного Лога» упирается в финансирование и сроки строительства.

Контрабанда сигарет

По-прежнему много беспокойств доставляет контрабанда сигарет. Почти все пункты пропуска имеют рентгеновские установки, но от этого количество контрабанды не уменьшается. Так, «рекорд» 2016 года потянул на 1,3 млн евро — самая крупная партия задержанных сигарет.

Литовские таможенники говорят, что из-за контрабанды на границе порой возникают очереди. Причина — тщательный контроль автомобилей. Были случаи, когда пункт пропуска пересекает дорогая иномарка, не вызывающая подозрений, но на самом деле полностью загруженная пачками.

Кроме сигарет в последнее время через белорусско-литовскую границу пытаются провозить наркотики.

На границе закрыли duty free

С 1 января в пунктах пропуска на белорусско-литовской границе на литовской стороне закрылись магазины беспошлинной торговли. По словам  Йонаса Мишкиниса, эти меры связаны с выполнением директивы Евросоюза. За десять дней до закрытия на полках «шопа» можно было найти с десяток флаконов парфюмерии, крепкий алкоголь литовского производства, а также несколько бутылок виски мировых брендов. В прошлый вторник в «дьютике» продавали лишь шампанское.

Справка «ВГ»

За январь–сентябрь нынешнего года на границе с Литвой изъяли товаров на 22,5 млн евро. За весь прошлый год эта сумма была 30,6 млн евро. Большинство контрабанды — более 80 % — табачные изделия.