«Вливаясь в мир, белорусы хотят оставаться особенными»: этнолог рассказала о древних традициях колядования
Историк и этнолог Ирина Чернякевич прочитала открытую лекцию «Колядки в народной традиции» в этномагазине «Цудоўня» в четверг, 15 декабря. Она рассказала, как соблюдались рождественские традиции на протяжении столетий.
Начала с того, почему и сегодня белорусы колядуют — не только те, кто живет здесь, но и те, кто уехал за границу. По ее мнению, таким образом сохраняется уникальность народных обрядов.
— Вливаясь в современный мир, мы хотим оставаться особенными, — отметила Ирина. — Поэтому храним давние традиции. Первые упоминания о колядовании датируются еще XII веком. Правда, тогда их называли «бесовскими игрищами».
Многих обычаев придерживались на Рождество. С наступлением праздников ничего нельзя было делать, поэтому хозяева заранее управлялись с домашней работой. Даже крупы терли на две недели вперед. Наши предки чтили и уважали Рождество. Как и сейчас, праздник считался временем для отдыха в кругу семьи. Для молодежи это пора вечерних посиделок, новых знакомств, гаданий и других развлечений.
На первую, постную, кутью в вечер накануне Рождества готовили четное количество постных блюд. Во время ужина гадали «на урожай», с помощью различных ритуалов призывали в дом достаток. Чтили память умерших родственников, символически откладывая для них пищу. В иных семьях вспоминали каждого поименно, и тогда обряд затягивался на целый вечер, ведь знали свой родовод как минимум до пяти поколений.
Вторая кутья, через неделю после первой, имеет много названий — «с колбасой», «щедруха» и другие. Наступало время колядовать. В некоторых местностях ходить разрешалось только неженатым парням. Группа колядующих имела обязательных персонажей: кукольного героя — «козу» и его поводыря. Для этой роли обычно выбирали высокого и разговорчивого парня: он руководил. Были солдаты, цыгане, черт на метле и другие маски. В «щедрый» вечер девушки гадали на суженого.
Завершалась череда праздничных гуляний Крещением. Накануне вечером готовили «голодную», или «водяную», кутью.
На встречу с этнологом собрался полный зал. Слушатели активно общались между собой, спрашивали о смысле, который вкладывался в сакральные действа и рассказывали о традициях, сохранившихся в их родных местах.