Неделя с Грузией. Дорога к морю и трехэтажный стол у Лери
Деревенскую экзотику на два дня мы оставили, приехав в Кутаиси, где живет наш водитель Лери. Интересно, что лифты в домах здесь платные. Бросил копейку в железную коробку — можно ехать. Между многоэтажками развешаны металлические тросы для белья.
Деревенскую экзотику на два дня мы оставили, приехав в Кутаиси, где живет наш водитель Лери. Интересно, что лифты в домах здесь платные. Бросил копейку в железную коробку — можно ехать. Между многоэтажками развешаны металлические тросы для белья.
Неделя с Грузией: как мы забыли сыр и сердце у Кавказского хребта
Неделя с Грузией. Лестница в кухню
Неделя с Грузией. Пели с потомками крестоносцев
Заканчивалась походная часть путешествия, дальше мы собирались ехать к морю, и Лери организовал застолье. Вот тогда мы поняли, что такое трехэтажный грузинский стол. Когда места уже не хватает, поверх аккуратно ставятся тарелки, и так несколько раз. В одном обеде, кроме вина (а пьют здесь красное и белое сухое, холодными): лепешки из кукурузной муки, сыр, хинкали, шашлык, овощные салаты, баклажаны с орехами, хачапури, вареная кукуруза, горячий хлеб…
Кстати, о пекарнях. Они повсюду. Грузинские лаваши шотис пури пекут в каменной печи тоне. По дороге на море остановились прямо у дороги возле одной из таких булочных, и пока ждали шотис пури, случайный встречный, Заза, рассказал историю про пекаря, который за двадцать лет растаял от жара. Брутальный Заза весь день формирует из теста батоны, а пекарь ставит их в открытую каменную печь длинными металлическими шестами. Один лаваш нам тут же подарили.
В Гродно, кстати, тоже есть пекарня, где делают грузинские лаваши. Пекут их ночью, чтобы днем продавать свежий хлеб. Я знаю одну точку на Скидельском рынке. Но традиционные печи тонэ у нас устанавливать не разрешают. Не положено по нормам безопасности. А жаль, хотя даже из духовки шотис пури получаются очень вкусными, напоминают чиабатту, только с белой корочкой.
Удивительно, всего несколько километров от Тбилиси, а цивилизация стирается… Ослики, арбы, мотороллеры, придорожные рынки, где торгуют только мужчины. Дорога на море полна экзотики.
Большинство турфирм отправляют отдыхать белорусов в Кобулети. Там же открыт кемпинг, где можно остановиться с палатками или на трейлере. Кобулети тянется 10 километров вдоль песчаных пляжей. От домов или шоссе море отделено только тонкой линей сосен. Сам поселок вытянут вдоль трассы на Батуми. Нам показалось это место скучным и многолюдным. Мы проехали поближе к турецкой границе в Уреки — поселок поменьше и четко разделен на три части: курортная переполненная зона, многочисленные коттеджи-хостелы и относительно пустой дикий пляж. Кобулети и Уреки знамениты своими магнитными песками. Люди приезжают лечиться, закапываются по шею, греют суставы. Мелкий черный песок абсолютно не липнет, не забивается в волосы, одеяла. Море кажется серым и не таким живописным, как в галечных бухтах Батуми. Натуральная природа еще сохранилась в Уреки, где на берегу растет лес, можно спокойно останавливаться в палатках на диком пляже или в коттеджах. Мы снимали пансионат за 2 доллара с человека с открытой кухней, где жарили кефаль и общались с местными. Узнали, что такое «стумаре» — друг.
— Маха, почему молодые грузины не говорят по-русски?
— Они заговорят, когда забудут, они будут учить его снова, как равные.
Роль местного транспорта в Уреки выполняют «кукушки». Открытые машины с деревянными бортами ездят на небольшие расстояния: к морю, на вокзал, на рынок.
Батуми — место развлечений и крутизны, так обязательно сказал бы сын моей подруги Игорь. Любителям шопинга здесь нечего делать — брендовые товары очень дорогие. Зато отдыхать можно с любым кошельком. В Батуми попадаешь из сказки в упадок, из роскоши в обветшавший постсоциализм. Пляжи — галечные, и даже в сезон, в августе, на море в черте города нет столпотворения.
Неделя с Грузией. Над облаками