Сознательный отдых вдали от цивилизации: преподаватель купил лесную деревню и переделывает ее в креативный туристический комплекс
Ближайшее жилье от деревни Горной находится в километре, а от Гольшан на машине нужно добираться проселками минут пятнадцать. Несколько домов и сады находятся будто на дне блюдца: кругом поле, оно визуально расширяет пространство, а вокруг плотной стеной стоит лес.
От населенного пункта сохранились четыре деревянных дома, плодовые деревья и хозяйственные постройки. Сергей Олюлин, единственный официальный житель и владелец этой довольно ветхой недвижимости, полон планов. Столичный историк еще недавно заведовал кафедрой менеджмента туризма и гостеприимства в БГУ, а теперь переехал с семьей в Гольшаны. В Горной он собирается обустроить хутор с корчмой, лямусом и образовательным центром.
На въезде нас встречают два деревянных поклонных креста, православный и католический.
— Это чтобы сохранить традиции, — поясняет Сергей, — хотя у меня нет цели создать белорусскую этнографическую реальность. Мой дед был хуторянином, и я всегда хотел иметь собственный хутор. Место искал по нескольким критериям: тихое, экологически чистое, без соседей, в пределах 100 км от большого города.
— Я сомневался: браться за это дело или нет, — вспоминает Сергей. — Заглянул в окошко одного из домов, а там — деревянный потолок, как в лучших минских ресторанах! И я сдался. Оказалось, что дома и земля без документов. Хозяева, которых удалось найти, предлагали совершить сделку без каких-либо оформлений. Но я решил — все должно быть официально, на бумаге. На оформление документов ушло три года.
Минчанин с пропиской на хуторе решил создать площадку для творческих идей. По его словам, это будет туристический комплекс для отдыха с образовательными программами. Можно проводить языковые курсы для иностранцев, школы эффективных продаж, можно возродить ремесла и проводить мастер-классы, организовать сеансы фитотерапии, кулинарную или зеленую школу.
— Да что угодно, лишь бы отдых был с пользой и без шумных застолий. В планах — сохранить старые дома и реставрировать их под гостевые домики, — Сергей показывает архитектурный план проекта. — Появятся хозяйственный двор, беседка, часовня в память о событиях Первой мировой войны. По проекту на хуторе запланированы корчма-аустерия и лямус — аналог того, который сгорел в Ошмянах.
— Работы много, и, на первый взгляд, быстро реализовать проект невозможно, — размышляет Сергей. — Местные мне советуют: снеси всё и построй новое. Но то, что можно, я хочу оставить в аутентичном виде. Представляете, этим домам через 25 лет будет по веку! И это не материальная ценность, а духовная. Вековые бревна, старая печка.
В белорусскую глушь уже приезжали японцы, корейцы — вдали от городской суеты изучали русский язык, готовили картошку на костре, ходили лесными тропами, узнавали историю Гольшан. По словам хозяина усадьбы, о спартанских условиях предупредил гостей заранее, но отсутствие удобств и интернета их не испугало. Значит, спрос на такие услуги в Беларуси есть. Сергей Олюнин уверен, что реализует свою мечту жить на природе, а его хутор пополнит карту экзотических мест на западе Беларуси.