Фонтан под «Азотом» смыл грядки — как дачники разбирают завалы после прорыва трубопровода
На территории «азотовских» дач в четверг, 29 сентября, весь день разбирались с последствиями наводнения. Накануне здесь прорвало метровую трубу водопровода, по которому вода из Немана поступает на «Гродно Азот». Поток воды уничтожил урожай некоторых дачников. На работу завода ЧП никак не повлияло.
Журналисты «Вечёрки» отправились в дачный поселок между территорией «Азота» и Неманом. На одной из улиц проезд был перекрыт бело-красными лентами. На дороге перевернуты контейнеры для отходов, на асфальте глубокая яма, везде разбросан мусор. На месте ЧП дежурили работники «Азота». Дачники разбирали последствия наводнения.
Григорий был свидетелем того, как за соседним участком появился фонтан высотой в несколько десятков метров.
Видео: https://vk.com/autogrodnoby?w=wall-5320404_644026%2Fall
— В доме занимался ремонтом, когда услышал, как на улице закричала жена, — рассказал мужчина. — Подумал, может, гадину какую встретила. Выскочил и увидел фонтан на дороге. В сторону нашего дома летели камни. Я начал закрывать досками окна, чтобы не побило стекла. Слава богу, все целое. Вскоре после ЧП приехали руководители «Азота», что-то писали. Фонтан пропал минут через сорок, но вода бежала примерно до восьми вечера.
На соседнем участке в резиновых сапогах и с лопатами в руках работают трое мужчин. Хозяин участка, Дмитрий, вывозит грязь на улицу. Огород соседа фактически оказался у него возле дома и на грядках. Из-под слоя земли торчат сломанные цветы и кустарники.
— Вчера часов в пять позвонили соседи, сказали, что дачу затопило, — рассказывает Дмитрий. — Сразу приехал, а здесь все занесло землей.
Дмитрий показывает затопленный подвал, говорит, что до завтра вода должна впитаться в землю.
— Высохнет, — машет рукой.
На улице встречаем двух дачников.
— Я сидел на яблоне, когда услышал грохот, — рассказывает Леонид Викентьевич. — Подумал, что это ребята шумят, которые вывозят мусор. Там, где трубу прорвало, как раз мусорные баки стоят. Потом загудел «Азот». Сказал жене: что-то на «Азоте» случилось, раз так долго сигнал. Жена отмахнулась. Потом вышел на улицу, а там фонтан из-под земли. Зевак собралось человек двадцать.
Леонид Викентьевич много лет проработал на «Азоте» и сам участвовал в монтаже коммуникаций предприятия.
— Лопнула «тыщевая» труба железобетонная, — пояснил он. — В таких два слоя арматуры. Где-то отлупился бетон, коррозия повредила арматуру, и под давлением воды труба не выдержала. Этим трубам уже 56 лет. Это не первый случай, когда прорывает. Лет восемь назад тоже прорвало, так тогда два дома за пятнадцать минут смыло. Как и не было их. Люди, слава Богу, не пострадали. Здесь же все дачи на трубах стоят. Коммуникация старые, так что все может быть.
Мы прошлись вниз по улице, куда спускался поток воды после прорыва трубы. Все дома целые, пострадали в основном грядки. Возле деревянной веранды одной из дач стоит лужа. Видно, что хозяева сюда наведываются нечасто. Пенсионер с участка напротив отмахнулся, бросив, мол, ничего страшного, бывало и хуже.
— 28 сентября в 14:25 произошла разгерметизация трубопровода диаметром тысячу миллиметров при подаче речной воды на «Гродно Азот» и «ТЭЦ-2», — сообщил главный инженер, заместитель генерального директора ОАО «Гродно Азот» Максим Кротов.
На работу предприятия ЧП не повлияло. Работники цеха водоснабжения вовремя увидели, что давление в трубе снизилось, и отключили подачу воды.
— Они быстро отключили коллектор в 1000 мм и переключились на резервные коллекторы диаметром в 400 мм, которые проходят рядом с поврежденным трубопроводом, — отметил Максим Кротов.
По его словам, каждый час на предприятие поступает примерно 2,5 тысячи кубических метров воды. Причину случившегося будут выяснять. Поврежденный трубопровод, который был построен в 1963 году, восстановят.
Как отметил Максим Кротов, восстанавливать поврежденные огороды и заборы дачных участков администрация завода не обязана. Большинство построенных здесь дач находятся либо над коммуникациями, либо в их санитарной зоне. Это запрещено. Дачников, которые самовольно захватили земельные участки, предупредили о возможных инцидентах. Они дали расписку, что не будут требовать компенсацию материального ущерба.