Среда, 2 декабря
  • Погода в Гродно
  • -4
  • EUR3,1
  • USD2,5905
  • RUB (100)3,3986
TOP

Дороги как стиральная доска: можно ли наказать коммунальщиков за ямы и высокие люки?

Гродненец Виталий случайно наехал на люк в Пороховом переулке и повредил топливный бак. За ремонт машины пришлось заплатить почти два миллиона рублей (до деноминации). Мужчина считает, что возмещать ущерб должны те, кто обслуживает дорогу. Коммунальщики же в случившемся винят дождь, из-за которого «просел» асфальт. Как быть, безопасно ли ездить по городским улицам и как отстоять свои права, узнавали корреспонденты «Вечёрки». 

Вооружившись рулеткой, мы проехали по городу и замерили, на наш взгляд, самые высокие и глубокие препятствия, которые могут обернуться для водителя и его железного коня неприятностями и ремонтом.

Люки «тонут» в асфальте

Больше всего канализационных люков в центре города — на улицах Большой Троицкой, Кирова, Карла Маркса, проспекте Космонавтов. Почти все они чуть выше или ниже уровня асфальта, но доставляют неудобства водителям.

Первая точка — улица 1 Мая, возле облпотребобщества. Здесь движение не такое интенсивное, как на основных городских улицах, но сюда транспорт едет к гипермаркету, кафе и расчетному центру. На проезжей части нашли шесть явно завышенных канализационных люков, самый высокий — 7 см.
По улице 17 Сентября выехали на Тимирязева. Дорога вдоль зоопарка вполне сносна, но заниженных люков также достаточно.

Оттуда едем на Весеннюю улицу. Восемь лет назад итальянский бизнесмен на «Бентли» наехал здесь на канализационную решетку, помял диск и повредил покрышку. После этого решетку сровняли с асфальтом. Правда, по краям дороги остались ливневки, но водитель без труда объедет неровности, если будет двигаться ближе к разметке между двумя полосами.

На перекрестке Гоголя — Советских Пограничников яма с люком торчит прямо посреди полосы. Объехать ее можно, если водителю не будут мешать припаркованные справа машины. Заметить неровность можно только на близком расстоянии. Рядом с люком видны следы от недавнего ремонта, подсыпана асфальтовая крошка. В итоге люк оказался на 7 см ниже асфальта.

Пока строится шестиполоска от Ольшанки до Славинского, жителям нового микрорайона приходится, скрипя зубами, прыгать по ямам и железнодорожным переездам. Тот, что находится рядом с филиалом Гроднооблсельстроя в Фабричном, недавно подсыпали, но высота рельсов сейчас — 6 см. Второй переезд на Славинского находится в хорошем состоянии, ям нет.

Бордюры бьют рекорды

Въезд на стоянку к магазину «Внешторг» на Южной улице и дорога к много-этажкам на Кремко затруднены высоким бордюром высотой от 5 до 7 см. Автомобили едва не цепляют препятствие днищем. Проехать этот бордюр на низкой скорости не всегда получается — на Южной при повороте налево со стороны проспекта Янки Купалы водитель обязать уступить дорогу двигающимся прямо автомобилям. Когда трафик плотный, автомобилисты вынуждены то и дело проскакивать к магазину.

Пожалуй, самый высокий бордюр вдоль общественного парковочного кармана возле магазина «Громин» и ТЦ «Магнит» на проспекте Янки Купалы. Из-за страха набить шишку на покрышке или зацепить бордюр кузовом, водители занимают места между универсамом «Брест» и музыкальным колледжем или паркуются на улице Фомичёва. Во время нашего приезда из 17 карманов были заняты всего три. Зато остальные парковки были заполнены. По нашим замерам, высота бордюра здесь 15 см.

Кого накажут за глубокую яму

По нормам, высота или глубина канализационного люка должна быть не больше 2 см, ливневки — не более 3 см (СТБ 1291-2007 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»). Глубина колеи на центральных улицах может быть не больше 3 см, во дворах — 6 см. А ямы размером 30 на 30 см и глубиной более 5 см вообще не допускаются.

Как правило, люки и ливневки, глубокие ямы, которые не вписываются в нормы, выявляют не только сами дорожники, но и сотрудники ГАИ во время патрулирования. Инспектор делает замер и составляет предписание в коммунальную службу, которая обслуживает улицу. На то, чтобы залатать яму или сровнять люк с асфальтом, дается до 10 дней, а если препятствие серьезное — сутки с момента обнаружения дефекта.

— Если предписание не выполнено, должностное лицо получит штраф до 20 базовых величин (или 420 рублей). Такие случаи уже были. Чаще коммунальщиков штрафуют, если на участке дороги идут ремонтные работы, а он не огорожен или нет соответствующих дорожных знаков, — пояснил начальник отделения МООДД ГАИ УВД облисполкома Владимир Чипурко.

Обратиться в дорожную службу могут и горожане (если яма на центральной улице — в ОУПП «Гродненское городское ЖКХ» или ремстройавтодор, если во дворе — в УЖРЭП своего района). Но как быстро отреагируют на жалобу, неизвестно. Как правило, в первую очередь ремонтируют улицы, по поводу которых поступает больше всего жалоб, а также дороги в центре города и главные магистрали, пояснил инженер отдела технического контроля ОУПП «Гродненское городское жилищно-коммунальное хозяйство» Сергей Данцевич.

Нам интересно ваше мнение

Предлагаем вам принять участие в нашей дискуссии. Автолюбители, рассказывайте нам о препятствиях на дорогах и присылайте фотографии проблемных участков на электронный ящик редакции vechgr@gmail.com. Оставляйте свои предложения на наших страничках в соцсетях или комментариях к статье на сайте vgr.by.

Кто компенсирует ремонт машины

В ГАИ объясняют: наезд на люк или яму с повреждением автомобиля считается ДТП. Подобные ситуации фиксируются каждый месяц, чаще всего весной, когда только сошел снег, говорит заместитель начальника отдела оперативного реагирования и розыска ГАИ УВД облисполкома Валерий Опухович.

— Таких случаев много, но большинство водителей не очень хотят терять время и разбираться с дорожной службой, — говорит независимый автоэксперт Александр Коноплицкий.

Кто виноват в произошедшем — дорожники, которые вовремя не залатали яму, или невнимательные водители — выяснить сложно. В ГАИ утверждают, что часто виноватых в происшествии нет: водитель ехал, соблюдая ПДД, а дорожники о яме или высоком люке могли и не знать.

Рассчитывать на страховку водителям не приходится. Страховые выплаты по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, если вы наехали на люк и побили подвеску или угодили в яму, не положены. Задуматься о страховке можно, если есть автокаско и факт был зафиксирован сотрудником ГАИ, рассказал начальник отдела урегулирования убытков филиала СООО «Белкоопстрах» в г. Гродно Владимир Рогачевский.

По закону, владелец поврежденной машины имеет право на возмещение ущерба собственником дороги. Сумма ущерба определяется оценщиками при обращении в страховую компанию. Если владелец дороги отказывается оплачивать ремонт, водитель имеет право обратиться в суд, советует Александр Коноплицкий.

Что делать, если вы наехали на люк

Первым делом нужно вызвать ГАИ. На месте ДТП инспектор составит схему ДТП и протокол осмотра, в котором он обязан отразить, были ли установлены соответствующие дорожные знаки и ограждение, размеры ямы (длина, ширина, глубина) или насколько выступает или утоплен люк относительно дороги. Все это фиксируется в присутствии двух понятых. На место ДТП вызывается представитель дорожной службы. После обращайтесь в страховую компанию для оценки. Если сумма не устраивает, идете в суд. Или: отправляетесь в легальный автосервис, туда уведомлением приглашаете оценщика и представителя обслуживающей дорогу организации для установления скрытых повреждений и уточнения суммы возмещения. Потом обращаетесь в суд.

Справка «ВГ»

В прошлом году в городе отремонтировали 16 200 кв. м дорог (это чуть больше 2 км двухполосной дороги), в том числе заасфальтировали почти 6400 кв. м улиц, прошли грейдером в строящихся микрорайонах по около 7000 кв. м улиц, ямы заделали на 2300 кв. м дорог. На текущий ремонт потратили 6,7 млрд рублей из городского и областного бюджетов. В этом году планируют отремонтировать 13 800 кв. м (около 2 км двухполосной дороги). Пока сделали чуть больше половины: асфальт положили на 750 кв. м, прогрейдировали 4700 кв. м, провели ямочный ремонт на 400 кв. м.

Самое читаемое