Загадочный формальдегид и неправильные доказательства — как два завода делили трубу в Сморгони

Инспекция природных ресурсов уже почти полгода пытается доказать в суде, что иностранная компания «Кроноспан» сливала стоки в Вилию. В свою очередь предприятие не согласно с этими фактами и не хочет платить выставленный штраф 10 тысяч рублей (100 млн). В начале августа дело направили на повторное рассмотрение в суд.

Адрес общий, а между входами — лес

В центре скандала оказались сразу два предприятия на окраине города: Сморгонский агрегатный завод (САЗ), построенный в советское время, и завод с иностранным капиталом «Кроноспан» по производству ламината и ДСП, появившийся по соседству несколько лет назад на территории САЗ.

Место прописки обоих предприятий — Индустриальный проспект, 27 — не отображают интернет-карты и не находит навигатор водителя. Дорогу подсказывают прохожие. Хотя заводы стоят бок о бок, их входы разделены небольшим лесом и километрами пути при объезде. Про объемы производства «Кроноспана» говорят очередь из грузовиков с древесиной у въезда и горы спиленного за забором. Рядом с агрегатным заводом за проволочным ограждением видны три живописных пруда с цветами и деревьями по берегам. Внешне они особо не отличаются от природных водоемов. Но это отстойники, через которые в три этапа очищаются бытовые отходы САЗ. Вода из последнего пруда попадает в Вилию — одну из самых чистых рек Беларуси, куда еще заходит на нерест лосось.

Откуда взялся загадочный формальдегид?

Конфликт начался, когда местные жители заметили, что в реку сливаются подозрительные сточные воды с белой пеной. В месте слива, по их словам, стоял запах «новой мебели», или формальдегида — газа, который в составе смолы используют в деревообрабатывающей и мебельной промышленности. Фотографии с пенной водой в тот же воскресный день, 27 марта, появились в социальных сетях.

Как рассказал ведущий специалист Сморгонской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Павел Ященко, на следующий день сотрудники Сморгонской межрайонной лаборатории аналитического контроля взяли пробы воды в месте выпуска стоков в Вилию, а также на 500 метров выше и ниже по течению. Одновременно специалисты САЗ взяли пробы воды в отстойниках и ливневых колодцах на своей территории, которыми пользуется «Кроноспан», и передали их в ту же лабораторию. В месте стока и ниже по течению, а также в колодцах и отстойниках в воде зафиксировали превышение нормы некоторых вредных веществ, в том числе обнаружили формальдегид. Вода выше по течению оказалась чистой. К слову, замора после слива не обнаружили.

Труба, откуда появились стоки с запахом, принадлежит САЗ. Других сточных артерий поблизости нет. Естественно, что этот завод и оказался под подозрением. Загвоздка в том, что САЗ не использует в своем производстве формальдегид. На «Кроноспане» же производственный цикл по проекту закольцован. Предполагается, что загрязненная вода не сливается за пределы завода, а очищается и используется вновь в производстве.

Инспекция природных ресурсов начала внеплановую проверку агрегатного завода и выяснила неожиданный факт. В систему ливневой канализации САЗ была врезана труба, идущая от иностранного предприятия. В результате инспекция привлекла «Кроноспан» к административной ответственности в виде штрафа почти 104 млн рублей (495 базовых).

— «Кроноспан» строил свои очистные сооружения. Но точно могу сказать, что еще на 8 июня этого года они не работали, — уточняет Павел Ященко.

«Кроноспан»: доказательства — неправильные

В «Кроноспане» посчитали штраф несправедливым и обратились в районный суд с жалобой на постановление инспекции. Главный аргумент — доказательства вины завода в загрязнении реки собирались незаконно. По утверждению юриста Сергея Русакевича, нарушен порядок отбора проб воды: без участия представителей их предприятия, без оформления соответствующими актами. Кроме того, «протоколы осмотра места совершения административного правонарушения составлены с нарушением законодательства, в процессе фотографирования и осмотре территории не принимал участия представитель юрлица, он не был поставлен в известность, что будут применяться технические средства фотографирования».

«Как определили, что это стоки именно нашего завода? А брали ли вообще пробы воды?» — неоднократно задавали вопрос представители «Кроноспана».
Так, Сергей Русакевич пришел к выводу, что данные материалы (фото и документы) нельзя использовать как доказательства виновности их завода.
Что касается врезки трубы, в материалах дела отмечено, что ее сделал подрядчик во время ремонта канализации, не уведомив никого на предприятии. К слову, фирма подрядчика зарегистрирована в Турции. «А где его сейчас искать: в Стамбуле, в Анталье?..» — задается риторическим вопросом Павел Ященко.

После горячих обсуждений и попытки разобраться в схеме канализаций и стоков на территории двух заводов на заседаниях суд посчитал доказательства Сморгонской горрайинспекции ПРиООС недостаточными и 10 июня вернул дело на новое рассмотрение. Инспекция 19 июля вынесла повторное постановление, аналогичное предыдущему, — 495 базовых величин штрафа за загрязнение реки. «Кроноспан» вновь обжаловал решение. По правилам, разбирать спорную ситуацию в районном суде будет уже другой судья.