Старенький «Запорожец» успешно преодолел 15 тысяч километров: белорусский экипаж вернулся с ретроралли Пекин — Париж

Белорусский экипаж на раритетном 47-летнем «Запорожце» доехал до финиша и вернулся домой с ретроралли Пекин — Париж. Гонка длилась больше месяца. За это время пилот Анатолий Маслов из Новогрудка и штурман Александр Жос из Минска проехали почти 13 700 км по Монголии, России, Беларуси, Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Италии, Австрии, Швейцарии и Франции.

— Самой сложной оказалась дорога по Монголии. Мы думали, труднее всего будет в пустыне Гоби. Но оказалось, вся Монголия — полное бездорожье. Перепады температуры от 0 до плюс 28 градусов. Никакой навигации: ориентироваться на местности можно было только по спутниковым телефонам, мобильная связь не тянет. Даже заблудились, но местные жители помогли. Там, кстати, 80 процентов населения если не говорят, то понимают по-русски, — рассказывает Анатолий Маслов.

Наши земляки стали первыми белорусами, которые решили участвовать в ретроралли. За день экипаж проезжал по 500–600 км. Вставать приходилось в 5–6 часов утра, а ложиться — после полуночи. Несмотря на почтенный возраст ЗАЗ-966 (1969 года выпуска), была всего одна серьезная поломка — в 80 километрах от Парижа дал сбой двигатель. К счастью, необходимые запчасти были с собой. Ремонтировались при температуре 36 градусов почти 4 часа.

— Были участки, где требовалось двигаться со скоростью 120 км/ч. Но так как мы шли вне зачета, а у «Запорожца» технический максимум — 116 км/ч, не гнали. Ехали со средней скоростью 70–80 км/ч, — говорит Анатолий.

Фото: drive2.ru/users/zhos/#blog

Львиную долю финансов потянули бензин, проживание в гостиницах и палатках. К примеру, только в Монголии за неделю проехали почти 3 тысячи км. Литр 92-го бензина там стоит один доллар, вдвое дороже, чем в России. Самый дорогой — в Европе (1–1,5 евро за литр), номер в гостинице — от 100 евро. Проезд по платному автобану во Франции стоил 50 евро за день.

— Увидели много достопримечательностей. Безумно понравился Новосибирск. Здесь проходила выставка раритетных машин, в которой мы тоже поучаствовали. В Алтайском крае побывали в доме Шукшина и его матери. Не понравилась Венгрия: плохо пахнущие улицы, много бомжей, мусора… Колоссальная разница с Люблянами в Словении: город исторический, чистый, аккуратный. Швейцария запомнилась заснеженными горами и высотой 2700 метров над уровнем моря, — рассказывает Анатолий.

Кроме личных вещей взяли с собой палатки, спальники, продукты, карты, навигаторы, 40 килограммов запчастей и… самовар с дровами. По вечерам готовили настоящий белорусский чай и угощали им других участников ралли.

Испытания не закончились вместе с гонкой. После Парижа Анатолий направился в Бельгию. Но там произошла серьезная поломка, и «Запорожец» пришлось эвакуатором везти до Белостока, а оттуда — на буксире в Беларусь. Всего автомобиль за 56 дней пути проехал почти 15 тысяч км.

В тему

Международное ретроралли стартовало в Пекине в середине июня, завершилось в Париже спустя 35 дней. Белорусский экипаж принимал участие в нем впервые. Правда, из-за большого денежного взноса выступали вне зачета. Гонку начали в монгольской столице Улан-Баторе.

Ретроралли проходит раз в три года. В этом году самому старому «мотору» гонки — больше сотни лет (1915 года выпуска), молодому — 42 года. Из более 100 участников ралли до финиша так и не доехали 15 экипажей. Машины распределили по категориям: «Винтаж» (до 1931 года), с 1931 до 1942 года и от 1942 до 1975 года (с объемом двигателя до двух литров и свыше двух литров).