Никто не виноват, а ребенок мог погибнуть: что изменилось через два месяца после падения 6-летнего мальчика в открытую шахту колодца на улице Кабяка

— Не только этот люк был открыт. Вместо крышек лежали ветки или деревянные поддоны. Возле садика шахту просто деревом завалили. После нашего случая все забетонировали… — рассказывает Юрий, отец 6-летнего Саши, который упал в открытую шахту ливневой канализации глубиной восемь метров. 

«Если бы он в воздухе перевернулся, то уже не жил бы»

Поляна на улице Кабяка размером с футбольное поле находится в сотне метров от дома, где живет семья Саши. Рядом — оживленная трасса. В нескольких шагах от нее замечаем три черные точки — люки ливневой канализации с буквой «В» посередине. Воскресным вечером 29 мая один из них был открыт.

— Отмечали день рождения сына, пришли родственники. Потом решили запустить воздушного змея — подарок. Пошли на эту лужайку. Запустили змея, баловались, играли. Вдруг услышал: «Папа!». Оборачиваюсь — нет сына. На крик прибежал к канализации. Как я туда залез, не помню. В состоянии аффекта был. Буквально секунды — и я уже внизу, по колено в воде, — вспоминает Юрий.

Мужчина стоит рядом с той самой ливневкой. Сейчас здесь лежит обычный чугунный люк. А тогда бетонная крышка находилась рядом с дырой.

— Внизу ничего не видно, пахнет стоялой воды. Нащупал Сашу и поднял его на плечи. Я очень сильный человек. Попытался подняться, пролез полтора метра. Но там взяться совершенно не за что. Специальные петли в кругах были на одном уровне. Располагайся они в шахматном порядке, выбрался бы, — прокручивает в голове события Юрий. — Через пять минут появились пожарные и скорая — быстро службы сработали. Спустили спасательный пояс.

Первое время Саша не мог заснуть, боялся оставаться один. Тогда родители отвезли ребенка в деревню, к «бабке», которая и «удалила» испуг. Теперь единственное напоминание о случившемся — шрам на затылке, но отец уверен, что у этой истории мог быть другой конец:

— Когда очутился на дне, заметил два металлических штыря, поднимавшихся из воды на метр. Это должна была быть лестница, но вместо нее — только металлические штыри внизу и несколько ступенек сверху из арматуры. Если бы он в воздухе перевернулся, то уже не жил бы. Помню еще, Саша внизу мне сказал: «Папа, ты так быстро прилетел, что я не успел испугаться», — рассказывает Юрий.

 

Люк: тогда и сейчас

«Я не буду их судить, могли впопыхах и забыть о люке»

В сентябре мальчик должен пойти в первый класс, сейчас он на каникулах в деревне. Отец Саши говорит, что претензий к коммунальщикам у него нет.

— Мы с женой молили бога: если с сыном все будет хорошо, в суд подавать не будем. Это ведь чистая случайность, стечение обстоятельств. У нас достаточно молодой район, не понятно, как он застраивался. Поэтому не буду их судить, могли впопыхах и забыть про эти люки, — рассуждает Юрий. — К нам приезжали из ремстройавтодора, извинялись, предлагали любую помощь, но мы от всего отказались. Я понимаю этих людей. Может, кто и виноват, но уследить за всем невозможно.
По словам мужчины, удивительно, что никто не провалился в открытые шахты раньше. Роль крышек исполняли ветошь, деревянные поддоны и временные бетонные люки, которые легко можно сдвинуть. Практически сразу после происшествия картина изменилась: на месте веток появились многокилограммовые железные люки. Чтобы приподнять такую крышку, нужны инструменты и немалая сила.

— Я слышал версию, что бетонную крышку сдвинул трактор, когда траву косил. Не скажу точно, почему крышка сдвинулась. В тот день трава вокруг шахты не была скошена, трактор до нее не доехал. Люка в траве даже не было видно.

Проверять люки должны дважды в год

— Технические нарушения устранили уже на следующий день после инцидента: временную бетонную крышку заменили на постоянный чугунный люк. Внутри шахты приварили лесенку для спуска. Выговор объявили начальнику отдела городского ЖКХ и начальнику участка ремстройавтодора — организации, которая по договору эксплуатировала ливневый колодец. Кроме того, замечания получили начальник сектора по благоустройству из городского ЖКХ и слесарь ремстройавтодора, — рассказал и. о. начальника отдела технадзора за строительством, ремонтом и содержанием объектов благоустройства ОУПП «Гродненское городское ЖКХ» Сергей Данцевич.

По его словам, в июле – августе запланировали проверку всех аналогичных ливневых колодцев. А их в городе около 17 тысяч (по крайней мере было в 2012 году). По правилам осмотр ливневок должен проходить дважды в год.

Кстати, работники городского ЖКХ придерживаются мнения, что бетонную крышку сдвинул все-таки трактор. Во всяком случае, на замененной крышке были заметны выбоины и сколы — такие следы могло оставить навесное оборудование для покоса.