Чайки стали городскими. Тысяча морских птиц поселилась в Гродно
Гродненцы не перестают удивляться небывалому нашествию чаек. Их сейчас в городе около тысячи, утверждают орнитологи. А станет еще больше. Бороться с ними никто не пытается. И дело не только в том, что за это можно угодить за решетку.
Привыкают к шуму кварталов, чтобы выжить
Чаще всего чаек замечали на Вишневце, реже — в центре и около Немана. Некоторые возмущаются таким соседством: дескать, резкий крик за окнами будит по утрам. Другие восхищаются красотой полета необычных для Гродно птиц. Орнитологи считают, что белокрылых гостей в городе уже около тысячи. Откуда же они взялись среди многоэтажек?
Оказывается, чайки не просто залетают к нам по пути, а живут летом в Беларуси. И это уже нормальное явление в последние несколько лет. В Гродно попадают из стран Средиземноморья, а также из… Минска, где поселились еще раньше.
— Чайки постепенно колонизируют города, — рассказывает орнитолог и председатель объединения «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Дмитрий Винчевский. — Это связано с адаптацией к жизни рядом с человеком. Те, кто приспосабливается, выживают и увеличивают численность популяции. Иные вымирают или попадают в Красную Книгу. Самые «умные» — самые пластичные: селятся колониями, питаются отходами, что находят на городских свалках.
Вместо берега речки — крыша
Многие виды чаек уже не нуждаются в водоемах. Любопытно, что в городах для гнездования они часто выбирают крыши заводов.
— Это удобная поверхность для гнезд — плоская и на высоте. Туда не доберутся хищники. Кроме того, на крышах предприятий обычно теплее, чем на земле. А чем раньше птица начнет гнездоваться, тем больше вероятность, что появятся птенцы, — размышляет Дмитрий Винчевский. — Сейчас многие птенцы уже вылетают, поэтому чайки стали активнее. Горожане чаще их видят и слышат.
Посевная в окрестностях Гродно: стая чаек окружила трактор.
«Что, их теперь отстреливать?!»
На предприятиях большой проблемы в соседстве с пернатыми не видят. Единственная неприятность — помет.
— А что вы предлагаете: гнезда убрать или потравить? Их нельзя трогать, это же птицы! — говорит заместитель директора по идеологической работе филиала «Завод “Химволокно” ОАО “Гродно Азот”» Вячеслав Жаворонок. — Да, они летают, испражняются. Что можно посоветовать? Просто не ходите там, где не надо ходить (кстати, у нас для уборки есть своя служба). Пускай они выведут птенцов и улетят. Кто сможет выбросить гнездо? Я никогда такого не делал и не буду. Надо радоваться: у нас такой чистый воздух, что селятся птицы.
Когда чайки только начали прилетать, около пяти лет назад, на крыше хотели поставить звуковые отпугиватели с радиусом действия 40–50 метров. Но речь шла о тысячах долларов, и от идеи отказались.
Заместитель генерального директора по управлению персоналом, социальным вопросам и идеологической работе ОАО «Гродно Азот» Михаил Кравченко тоже против радикальных методов:
— Птицы красивые, неприятностей из-за них нет, нам они не мешают. Нельзя с ними бороться! Ворон еще больше, так что, их теперь отстреливать?!
Обидишь птичку — получишь штраф
В Гродно видели несколько видов чаек — серебристую, сизую, озерную, большую белую, хохотунью. Серебристая и сизая включены в Красную книгу Беларуси. За уничтожение охраняемых видов можно получить штраф до 1050 (10,5 млн) рублей, а для юрлица — до 21 тысячи (210 млн) рублей (ч. 2 ст. 15.8 КоАП Беларуси). Жестокое обращение с животными проходит и по Уголовному кодексу. За это в нем прописаны общественные или исправительные работы или арест, а за незаконную охоту на краснокнижные виды можно сесть на три года.
К счастью, пока фактов «на статью» с чайками отмечено не было, проинформировал начальник Гродненской городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Вадим Поляков.
Кстати, удовольствие любоваться чайками растянется до осени. В октябре — ноябре начнет замерзать вода, и они полетят в Минск или в Западную Европу.