«Комариное войско» поднялось в небо. Аэродром под Гродно стал площадкой авиафестиваля

В эти выходные, 25 и 26 июня на территории аэродрома Каролино проходит второй авиафестиваль, на который слетелись любители малой авиации.

Гостей праздника приветствовал директор гродненского аэроклуба Константин Царик, который отметил, что аэродром в Каролино был первым в Беларуси и в следующем году он отметит свое 105-летие. В свою очередь, председатель гродненской ассоциации любителей авиации Виталий Братанюк убедил зрителей, что самолет — это не такое страшное чудовище, как все привыкли считать, а безопасный вид транспорта.

Публике представили самолеты, парапланы, дельтапаны, автожиры и другую технику. Своеобразная выставка под открытым небом разместилась на территории аэродрома. Зрители, приехавшие на фестиваль, прогуливались рядом с летательными аппаратами, знакомились с летчиками, залазили в кабины и с удовольствием фотографировались.

Кстати, мы узнали, что у пилотов есть свои суеверия. Так, многие не фотографируются до полетов. Об этом рассказал Дмитрий Морозов. Он из Минска в Гродно летел на своем Cessna 172 около полутора часов со скоростью 180 км/ч. По словам пилота, за это время они использовали около 30 литров авиационного бензина. На своем судне парень летает около года. Для него фестиваль — это способ убедить людей, что самолеты безопасны. Всех желающих пилот готов прокатить. Правда, за воздушную прогулку придется заплатить: полеты над аэродромом обойдутся в 500 тысяч рублей, а за 15-минутный вояж над городом придется заплатить около миллиона рублей.

— Этот самолет американского производства является самым массовым по выпуску в истории авиации, — объясняет Дмитрий. — На таком, если помните, немец Матиас Руст сел на Красной площади в 1987 году.

Права на управление легкомоторным самолетом Дмитрий получил в Минске после окончания пятинедельных курсов теории. Затем успешно прошел практические занятия.

Дорого ли стоит обслуживать самолет? По мнению летчика, доступных запчастей хватает в Беларуси, но какие-то серьезные сервисные работы приходится делать за границей, в Литве. Для этого летчик оформляет документы, проходит таможенный и пограничный контроль в международных аэропортах, например, в «Минск-1» и приземляется в аэропорту Вильнюса.

По команде руководителя полетов пилоты выезжали на взлетно-посадочную полосу, взмывали вверх и демонстрировали зрителям фигуры высшего пилотажа. Затем гости увидели выступление гродненских парашютистов, которые, несмотря на сильный ветер, уверенно приземлялись на землю.


В небо парашютистов поднимал АН-2. В это время на земле, в багажнике «легковушки» копию взлетавшего самолета, уменьшенного в 15 раз готовил к радиоуправляемому полету Юрий Гейзеров, приехавший из Кореличей. Мужчина рассказал, что увлекся авиацией в Ошмянах, где давно жил возле ныне несуществующего аэродрома.  Мужчина в течение трех месяцев сделал копию самолета из материала, купленных в обычном магазине. Фюзеляж Юрий сделал их пенопласта, а стекло на кабину самолета он соорудил из обычной пластмассовой бутылки, которую нагрел на огне и растянул.

— Я хотел доказать, что хорошую модель можно сделать из доступных материалов, — улыбается мужчина. — Себестоимость модели составляет всего 200 тысяч рублей. Только электронику в ней пришлось покупать.

Юрий Гейзеров и его модель

Еще одну интересную модель сделал минчанин Игорь Козельцев. Он участвует в соревнованиях по авиамодельному спорту под эгидой международной авиационной федерации, где показывает комплекс фигур высшего пилотажа. Нынешняя модель уже совершила более полутора тысяч полетов, а на фестивале покажет новый вид Aero musical: модель будет выполнять в небе фигуры под музыку со сменой ритма. 

Игорь Козельцев

В тему

Малая авиация может быть эффективна в Вооруженных силах

Что такое «комариное войско» и чем оно может быть полезно, рассказал подполковник запаса из Бреста Анатолий Стретович, в беседе с которым мы ушли от праздничных авиафестивальных тем к более серьезным.

Соседи по-доброму завидуют, что в Гродно удалось сохранить малую авиацию и организовать подобные фестивали. В Бресте же последний подобный праздник был 12 лет назад. С тех пор аэроклуб «Аист», входящий в систему ДОСААФ, ликвидировали.

— Родоначальником всех авиафестивалей был Брест, но все инициативы не нашли понимания у местных властей. Гродно же взял все лучшее и сделал праздник более масштабным, — рассказывает подполковник запаса Анатолий Стретович, двукратный абсолютный чемпион Беларуси по вертолетному спорту. — К сожалению, в нашем городе не уделяется внимание развитию молодежи, некому ее заинтересовать и привлечь интерес к малой авиации.

По мнению Анатолия Анатольевича, который является начальником разведки территориальной обороны Бреста, «комариное войско» — так еще шутливо называют легкую авиацию, используют армии других стран и белорусам впору задуматься о создании такого подразделения, ведь сейчас в мире активно используются беспилотники и дроны. С их помощью можно вести разведку местности и определять наземные цели.