Можно ли узаконить самострой? Пристройку на переулке Дарвина сделали с нарушением, но сносить не будут, а дом на Николаева заставили разобрать

Больше 20 лет житель улицы Дарвина, 10 Владимир Петрович пытается снести соседский дом, построенный с нарушением норм. И хотя от постройки до забора сейчас меньше метра вместо положенных минимум трех, сносить его никто не будет. В то же время более дорогой дом на улице Николаева, 43 владельцев заставили разобрать.

Узаконили в виде исключения

— Построил дом впритык к забору и даже моего согласия не спросил. А от моего участка до жилой пристройки нет и метра. Она затемняет огород, там почти ничего не растет. В окна не попадает солнечный свет, — жалуется Владимир Петрович, показывая расстояние от дома до забора рулеткой. — Есть же строительные, санитарные, противопожарные нормы? Какие могут быть исключения?

Дело в том, что хозяин соседнего участка на переулке Дарвина, 9 делал пристройку без разрешительных документов. В итоге его дом «вырос» примерно на 63 «квадрата», а расстояние до забора сократилось до метра, а кое-где и меньше. Но несмотря на нарушение строительных норм, самострой узаконили…

Куда ни обращался Владимир Петрович, все безрезультатно. Писал в администрацию Октябрьского района, которая разрешила зарегистрировать самовольство. На место даже выезжала комиссия, фиксировала нарушения и составляла акт. Сначала решение о госрегистрации отменили. Но потом через суд пристройку снова узаконили. А в администрации Владимиру Петровичу объяснили, что жилой дом на переулке Дарвина, 9, увеличенный за счет строительства пристройки с верандой, зарегистрировали «в виде исключения», так как там проживал участник Великой Отечественной войны.

На место выезжала комиссия, фиксировала нарушения и составляла акт. Сначала решение о госрегистрации отменили. Но потом через суд пристройку снова узаконили

Заплатили штраф и забыли…

Того ветерана в живых уже нет. Сейчас здесь живет его сын с супругой. Сносить дом, построенный отцом и узаконенный больше 20 лет назад, не хотят.

— Мы строились и не знали, что нормы изменились. Раньше ведь строить можно было почти до границы. Участки небольшие, по 4–6 соток, таких домов и сараев на нашей улице много, — рассказывает Станислава Константиновна, хозяйка дома, из-за которого уже не один год идет спор. — За то, что построились без разрешительных документов, мы давно заплатили штраф и забыли…

Сейчас дом полностью узаконен, есть необходимые согласования. Более того, уже два года как он разделен на две квартиры и юридически имеет два адреса. Супруги считают, что конфликт исчерпан, а недовольному соседу пора угомониться.

— Сначала он предъявлял претензии по поводу сарая — мы отнесли его на метр, как и нужно по нормам. Он стал делить землю — по-новому обмеряли границы участков. Сколько это может продолжаться? Все узаконено давным-давно, — недоумевает хозяин дома Александр Всеславович.

Одним можно, другим нельзя?

Владимир Петрович удивлен: почему районная администрация в его случае делает исключение и закрывает глаза на нарушение, а в другом — добивается сноса практически построенного добротного дома. Он вспомнил случай с новостройкой на улице Николаева, 43, которую по решению суда владельцам пришлось разобрать. Здесь тоже соседи, которые были уверены, что жилое здание строится с нарушением строительных норм, высказывали недовольство. В частности, хозяин смежного участка уверял, что двухэтажный дом загораживает солнечный свет, а окна выходят на внутренний дворик.

Эта история началась летом 2014 года. Новые владельцы, купившие дом на улице Николаева, 43, как и в истории со строительством на переулке Дарвина, принялись достраивать его без всех необходимых документов, рассчитывая получить их задним числом, как и многие другие. Но у них возникли сложности с получением пакета документов на строительство, так как в администрации и в горисполкоме их заявление отказались рассматривать, ссылаясь, что это не в их компетенции. Пока владельцы ходили по кругу, им пришло предписание из администрации Октябрьского района о сносе незаконной постройки. Собственники новодела обратились в суд и дошли до Верховного суда. Решение администрации признали правомерным. Пока шли судебные разбирательства, владельцы устранили все указанные администрацией нарушения, но документов на строительство все равно не смогли получить.

В конце прошлого года дорогостоящий дом разобрали. Это был первый в городе прецедент. Недавно владельцам разрешили запроектировать новый дом, но с соблюдением норм.Тем не менее история заставила задуматься многих владельцев приусадебных участков, которые улучшили дома и не угодили соседям: не станет ли это началом большой архитектурной «зачистки»? А вот обиженные стороны, наоборот, спрашивают: почему одним можно, а другим нельзя?

Пока шли судебные разбирательства, владельцы устранили все указанные администрацией нарушения, но документов на строительство все равно не смогли получить.

Справка ВГ

По нормам расстояние до границ соседнего участка от хозпостройки должно быть не меньше 1 метра, от жилого дома — 3 метра, от плодовых и декоративных деревьев — 3 метра, от кустарников — 1 метр, от окон жилых помещений до стен дома или хозпостроек, расположенных на соседних участках, — не меньше 6 метров. При этом необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования и противопожарные нормы.

Освещение земельных участков частного сектора санитарными правилами не нормируется, рассказал врач-гигиенист отделения коммунальной гигиены Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Игорь Поцелуйко.

В тему

Мы решили разобраться, в каком случае самострой узаконят, а когда — нет. Как выяснилось, сначала строить, а потом узаконивать можно, если участок не планируется под снос и соблюдены все нормы. Решение о выдаче разрешительной документации принимает администрация района. Если дом построен не по нормам, его сносят или разрабатывают новый проект и дом переделывают в соответствии с нормами. В любом случае за самовольное строение придется заплатить штраф. Сумму определяет суд.

— Три метра — это планировочный разрыв от дома до границы соседнего участка. А минимальный противопожарный должен быть 6 метров. Если он соблюдается и собственник соседнего участка не возражает, может быть принято решение о регистрации пристройки, — пояснил начальник управления архитектуры и градостроительства горисполкома Геннадий Таламанов.