Ротвейлеров и шарпеев посчитали опасными и хотят запретить держать в квартирах
— А она меня не съест? — пугливо спрашивает женщина, которую мы встретили, когда гуляли с ротвейлером Лерой. Черного окраса, размером с колесо джипа, собака даже на поводке внушает прохожим страх. Когда вступит в силу Закон «Об обращении с животными», ротвейлеров и собак еще нескольких десятков бойцовских и сторожевых пород запретят держать в квартирах.
Кто попал в «черный список»
Когда Аня, хозяйка Леры, узнала о том, что в скором времени порода ее собаки войдет в «черный список», то сильно возмутилась. Если законопроект утвердят, то за содержание в доме ротвейлеров будут штрафовать (до 5 базовых величин). В списке потенциально опасных — 40 пород. Это питбультерьеры, бульмастифы, ризеншнауцеры, волкодавы, различные разновидности овчарок, ротвейлеры и даже шарпеи. За одиннадцать лет ротвейлер Лера стала полноценным членом семейства. К ней относятся с любовью и заботой и стараются следовать принципу: относись к собаке так, как хочешь, чтобы она относилась к тебе.
— На Леру есть паспорт международного образца, куда вписаны все прививки. Вот регистрационный жетон, который получили в ЖЭС. Никто на нее не жалуется, в квартире она лает очень редко. Если собаку правильно воспитывать, не «натаскивать», правильно с ней обращаться, соблюдать все требования — прививки, выгул с поводком и намордником и т. д., — она станет управляемой и вряд ли будет представлять угрозу, — говорит Аня.
Хозяйка не понимает, чем ее Лера хуже миниатюрных собак-компаньонов. Такие собачонки тоже бывают кусачими — если хозяин никак не воспитывает ее. Лера — другое дело. Даже после нескольких минут, проведенных рядом с собакой, становится ясно, что животное доброе и миролюбивое. Любознательная и вальяжно передвигающаяся, Лера почти не лает и с охотой подставляет голову, чтобы ее погладили. На прохожих — ноль внимания. Из флегматичного равновесия ее могут вывести разве что пробегающие мимо сородичи.
Дело не в размере, а в воспитании
— Люди боятся больших собак, таких как моя Лера. Но бояться надо не собак, а неадекватных хозяев. Дело не в размере — дело в воспитании. Запрещать собак исходя только из их породы — неправильный шаг, — считает Аня.
Зоозащитники согласны с позицией владельцев собак из «черного списка». Считают, что список составлен теми, кто мало знаком с собаководством. По их мнению, звания бойцовской собаки заслуживает один лишь американский питбультерьер (да и тот обучен убивать не людей, а сородичей).
И все-таки в случае с Аней и Лерой можно сказать, что собака останется жить в квартире, даже если закон примут. В проекте прописано, что если собаку потенциально опасной породы зарегистрировали до вступления закона в силу, ей можно остаться жить в доме. Зато хозяева Леры не смогут оставить себе щенка-ротвейлера. Завести пса опасной породы смогут те люди, которые живут в частном одноквартирном доме.
Ознакомиться с законопроектом можно на Национальном правовом интернет-портале www.pravo.by в банке данных «Проекты законов».
Мнение «За»
Ирина Азен, эксперт-кинолог Международной кинологической федерации:
— Сегодня ответственность за поведение собак лежит на владельцах. Но тот же ротвейлер опасен не меньше, чем гоночная «Мазда». Если за руль сядет неадекватный человек, жди беды. Поэтому нужно написать такой закон, где дрессировка опасных пород собак будет обязательной, при этом она должна жестко контролироваться. А вот то, что любую породу можно сделать «мирной», — это фантазии. Переделать бойцовского пса в собаку-компаньона нельзя. Питбультерьер никогда не будет добрым. Агрессию пса можно только ограничить или контролировать. По-моему, содержать крупную охранную собаку в квартире неправильно. Это неудобно как для окружающих, так и для нее самой.
Мнение «Против»
Елена Шиманица, председатель Гродненского общественного объединения защиты животных «Преданное сердце»:
— Законопроект не до конца продуман. Для решения проблемы бойцовских или сторожевых собак нужны прежде всего радикальные меры: прохождение дрессуры в кинологических центрах со сдачей экзаменов, обязательная стерилизация. Я бы еще добавила и психологическое собеседование с владельцем. Доверять огромную собаку можно только абсолютно адекватным людям. Уже не впервые вызывает вопросы «черный список» из 40 пород. Большинство собак из этого перечня разве что залижут до смерти — такая вот опасность. К слову, ни одна собака не является опасной. Она как пластилин: что из нее слепишь, то и получишь.
А в это время
Беременной женщине ампутировали обе руки выше локтя, после того как ее покусал питбуль. Пострадавшая загоняла пса домой и шлепнула тапком, чтобы тот шел быстрее. В ответ питбуль схватил женщину за руку и повалил на землю. Ребенка она не потеряла. Собаку усыпят через десять дней.