«Первый мститель: противостояние»: со щитом или на щите
Разгромив ради безопасности граждан Нью-Йорк в 2012 году, Вашингтон в 2014 и условный кусок Восточной Европы в 2015, команда неординарных личностей под названием Мстители попала в эпицентр ненависти тех самых граждан, у которых родных обломками зашибло. Теперь одни укоризненно тычут в лицо Железному человеку фотографией сына, а другие строят многоступенчатый план по изничтожению супергероев руками супергероев же.
Первый мститель: противостояние / Captain America: Civil War
Режиссеры: Энтони Руссо, Джо Руссо
В ролях: Крис Эванс, Роберт Дауни — младший, Скарлетт Йоханссон, Себастьян Стэн, Энтони Маки, Даниэль Брюль, Пол Беттани, Элизабет Олсен, Дон Чидл, Чедвик Боузман, Том Холланд, Пол Радд, Джереми Реннер, Фрэнк Грилло, Мартин Фриман
Разгромив ради безопасности граждан Нью-Йорк в 2012 году, Вашингтон в 2014 и условный кусок Восточной Европы в 2015, команда неординарных личностей под названием Мстители попала в эпицентр ненависти тех самых граждан, у которых родных обломками зашибло. Теперь одни укоризненно тычут в лицо Железному человеку фотографией сына, а другие строят многоступенчатый план по изничтожению супергероев руками супергероев же.
Разгневанная ООН в это время печатает трехкилограммовый талмуд — ультимативный декрет о жестком госконтроле за собственными защитниками — и пытается заставить тех подписаться. Некоторые согласны: мол, мы настолько крутые, что надзор нам не повредит. Иные не в восторге, особенно Капитан Америка, пытающийся выручить непутевого товарища — советского ассасина с железной рукой и недопромытыми мозгами. И треснул мир напополам.
First things first: хотя формально это третий «сольник» Капитана, по целому ряду причин он — «Мстители 2.5» (о чем говорят сами создатели). В первую очередь — благодаря Дауни-младшему. Этот элегантный господин, превративший второсортного комикс-персонажа в один из самых залихватских поп-образов в истории, фактически в одиночку проломил плотину, отделявшую супергеройское кино от хоть каких-то внятных и цельных дискурсов. Железный человек — фундамент той киновселенной, которую Marvel с огрехами, с провалами, порой устало, порой тяжеловесно, но всё-таки успешно продолжает катить вперед. И здесь он блестяще выступает на всех фронтах: много язвит, очень много бьется, ходит с фингалом две трети фильма, взваливает на себя всеобщую ответственность и убедительно работает драматическим центром картины, для чего у него есть веский повод (даже два). Миляга Эванс на фоне этого неизбежно меркнет, хотя ведь это он Капитан из заглавия. Старый-добрый Роберт затмевает даже интересных новичков: флегматичного чернокожего Черную Пантеру (как и у Киплинга, пантера — мужчина) и абсолютно лучшую киноверсию Человека-паучка, которого снова «перезапустили» — теперь-то уж, хочется верить, надолго.
Но по крайней мере вышло уравновесить мотивы: условные прагматизм и идеализм. Экранизации и без того пришлось жертвовать размахом — в огромном комиксе «гражданская война» потянула на локальный конец света и вовлекла десятки героев; в двухчасовом фильме столкнется максимум дюжина, да и за той бы уследить. Но противоборство свободы и безопасности, по которому в свое время прошлись еще «Секретные материалы», а до того — триллеры 70-х, пока остается неизменно актуальной темой. Единственная очевидная проблема — невозможность усидеть на двух стульях: развив тему «гражданки», в сторону отставили злодея, он здесь довольно ординарный и практически не зловещий, а в чем-то даже человечный. Впрочем, лучше уж нарушить традиции комиксов-сказок с непременным Кощеем в финале, чем списать в утиль всю затею со схваткой «хорошего и лучшего», как в недавнем «Бэтмене против Супермена».
Ничего по сути не прибавляя к стандарту таких столкновений, кроме крайне выразительной, ммм, аргументации героев (регулярно сводящейся к очередному отлично поставленному мордобою), «Противостояние» всё же высказывается самоценно. За обоими ключевыми героями стоят их последователи, вольные или вынужденные, у обоих есть крепко проросшие в конфликт личные мотивации, оба являют собой упрощенную модель тех или иных философских течений — да и попросту житейских позиций. Есть и классическая третья сторона, которой столкновение чьих-то лбов всегда на руку. Как и «Зимний солдат», новый фильм отсылает к тем самым политическим триллерам семидесятых не только эстетически, но и этически — однако делает на это на базисе, доступном любому относительно молодому человеку. С одной стороны, в довольно невеселой предфинальной сцене герои одновременно пытаются разрешить противоречия, очистив их от личных обид, и самой своей борьбой признают необходимость компромисса. С другой, фантастически красиво при этом дерутся как до последнего вздоха. И если деревенским свадьбам всегда недоставало первого, то ученым мужам — второго.
Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.
Читайте также: полный список обзоров