Водителям дешевле заплатить штраф, чем пройти техосмотр

Машин, которые ездят без технического осмотра, в Гродно по сравнению с прошлым годом стало больше. Водители рискуют, но не хотят платить, ведь штраф дешевле, чем пошлина.

— У меня машина весит 1,8 тонны. Выходит, за техосмотр нужно заплатить больше 1,5 миллиона в год. А штраф — всего 210 000 тысяч. И еще не факт, что гаишник меня остановит. Многие месяцами ездят, и инспекторы их не тормозят, — говорит автолюбитель Юрий.

Не платят обычные автомобилисты и в колхозах

В этом году с 1 января увеличилась базовая величина, а вслед за ней — и госпошлина на допуск к участию в дорожном движении, без которой пройти техосмотр нельзя. Теперь один только автоналог для владельцев автомобилей — в среднем от 1 260 000 до 1 680 000 рублей в год.

— Если легальные перевозчики платят исправно, им деваться некуда, то обычные водители стали проходить ТО реже. Такая же проблема и в районах и колхозах, где экономическая ситуация сложная, — пояснил заместитель начальника филиала УП «Белтехосмотр» по Гродненской области Андрей Игнатович.

Водители объясняют, что с нынешней пошлиной дешевле заплатить штраф. Все понимают, что едешь на авось. Попался — плати. Причем неважно: первый это или второй штраф за год. Проще оплатить его на месте и получить минимум, чем потом во время разбирательства в ГАИ схлопотать максимальное наказание.

Согласно статье 6.5 КоАП, если водитель признает вину и готов оплатить штраф на месте, ему назначают сумму по нижнему пределу — 1 или 2 базовые (210 000 или 420 000 рублей), рассказал начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Андрей Цыдик.

Куда уходят деньги

Еще одна причина, почему водители не хотят платить автоналог, — нет ясной информации, куда тратят эти деньги.

Согласно республиканскому бюджету на 2016 год, предполагается, что в дорожный фонд должно поступить 2,85 трлн рублей за счет уплаты автоналога. Эти деньги должны идти на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт республиканских и местных дорог. Содержание и текущий ремонт магистралей, а также городских улиц сюда не входят, рассказала пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций РБ

Екатерина Гриб. Большая часть средств останется в республиканском дорожном фонде. Почти треть, 956,284 млрд рублей, в виде субвенций Совмин распределит между областями.

Сколько получит Гродненская область

Какая часть «пирога» достанется Гродненской области, пока неизвестно. В 2014 году, к примеру, в бюджет Гродненской области было зачислено 16,2 % от общей суммы налога-госпошлины. Куда большая часть средств — 21,2 % — досталась Минской области. Правда, тогда средства распределили по областям пропорционально протяженности дорог. Количество автомобилей при этом не учитывали. В прошлом году пообещали, что при распределении будут учитывать и количество зарегистрированного в области транспорта.

Что построили за пошлину

По данным Минтранса, в прошлом году водители заплатили автоналога почти 2,6 трлн рублей. Из них 890,2 млрд рублей потратили на строительство новых магистралей, еще 465,5 млрд рублей — на капитальный ремонт существующих республиканских дорог, 1139,6 млрд — на местные дороги.

К примеру, в Гродненской области за «автоналог» построили юго-восточный объезд вокруг Островца с выходом на М7 Минск — Ошмяны — граница Литовской Республики (Каменный Лог) и с транспортной развязкой в месте пересечения новой дороги и М7. За деньги от госпошлины должны были отремонтировать примерно 11 километров трассы М7 Минск — Ошмяны — Каменный Лог (90,397–101 км), около 5 километров автодороги

Р-51 Острино — Щучин — Волковыск (21,8–26,5 км), мост через Скиделянку на М6 Минск — Гродно — граница Республики Польша (Брузги) и мост через Лососянку на подъезде к Гродно от трассы М6.
Кроме того, согласно Указу Президента № 399, на текущий ремонт магистралей потратили 39,6 млрд рублей.

Справка «ВГ»

По данным УП «Белтехосмотр» по Гродненской области, за три месяца этого года автоналог заплатили 38 087 водителей — это на 9 % меньше, чем за такой же период прошлого года (в 2015 — 41 884). По республике цифра уменьшилась еще больше — на 18,5 %.

За непройденный техосмотр предусмотрен штраф от 1 до 3 базовых (от 210 000 до 630 000 рублей). За повторное в течение года нарушение — от 2 до 5 базовых величин (от 420 000 до 1 050 000 рублей). За отсутствие соответствующей отметки в техпаспорте за 3 месяца этого года к ответственности привлечено почти 1900 водителей.

Сколько стоит техосмотр

Размер госпошлины зависит от веса машины. Предположим, автоналог для «Ситроена-Ксантии» весом 1825 кг — 1 260 000 рублей. Плюс сам техосмотр — около 200 000 рублей и допуск к участию в дорожном движении — еще 63 000 рублей. Если машина новая (до 10 лет) — сумма госпошлины увеличивается вдвое, но платить тогда нужно лишь раз в два года.

Как записаться на СТО по интернету

Теперь записаться на техосмотр, не дожидаясь очереди на СТО, можно по интернету. Такую услугу оказывают на станциях диагностики УП «Белтехосмотр». Чтобы записаться, нужно выбрать диагностическую станцию на карте, удобные дату и время, указать контактные данные, госномер и марку машины. Запись производится на сайте www.gto.by.

Каждый шестой нарушитель — без техосмотра

С 21 по 31 марта прошла республиканская акция «Гостехосмотр». За 10 дней сотрудники ГАИ, транспортной инспекции и «Белтехосмотра» проверили 7304 транспортных средства, в том числе 912 принадлежащих организациям и ИП. В результате выявили 2355 нарушений, шестая часть из которых — непройденный техосмотр. 25 должностных лиц привлекли к административной ответственности, пояснил старший инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Олег Дук.