Деньги с неба не падают. Как построить бизнес, чтобы не пугать иностранных инвесторов?

Какие подходы к ведению бизнеса заинтересуют потенциального инвестора? Какие новые инвест-проекты планируется реализовать? На вопросы «ВЭ» ответили директора трех гродненских предприятий с иностранным капиталом.

Фото: holographica.space

Не придумаешь что-то новое, тут же обгонят

Ромуальд Матюкевич, генеральный директор ПТ ООО «Тайфун»:

— К любому бизнесу следует подходить серьезно. Основной успех для нас — стараться сделать продукт лучше, чем другие производители. Что движет бизнесменом? В первую очередь — азарт и уже второстепенно —заработок. А основное правило бизнеса? Деньги вперед? Нет. Нужно постоянно совершенствоваться, делать что-то новое, искать нетривиальные идеи, свежие решения. К примеру, ваш бизнес интересен, вы умеете экономить, выполняете обязательства, у вас безупречная репутация — замечательно! Но достаточно всего на протяжении одного года не придумать ничего нового ни в продукции, ни в маркетинговом плане — и вас тут же обгонят! Это как спорт.

Каждый европейский производитель, когда рынок уже насыщен, а положение требует новых решений и новых инвестиций, ищет рынки сбыта и инвестиций в других странах. Так случилось и с нами. Разумеется, в стране должна присутствовать приемлемая инвестиционная обстановка. В Беларуси сегодня можно оперативно оформить документы, избежав излишней забюрократизованности. Наши польские партнеры всегда уважительно отзываются об этом факторе. С местными властями ведем продуктивный диалог — препятствий для совершенствования нет. Нужны идеи, стремление и знания в сфере деятельности. Например, последнее громкое приобретение Марком Цукербергом приложения «Маскарад» доказывает, что хорошая идея обязательно привлечет внимание инвестора. К тому же снятие экономических санкций Западом также продуктивно скажется на желании европейского бизнеса вкладываться в белорусские предприятия.

Осенью прошлого года мы запустили линию по производству рулонных гидроизоляционных кровельных материалов (около половины выпущенной продукции будет поставляться в Евросоюз). На эти цели было потрачено порядка 7 миллионов евро. Кроме того, вторыми в стране мы приступили к собственному производству перлита, который «Тайфун» до этого закупал. Есть амбициозные, но выполнимые планы и на нынешний год. Планируется, что инвестируем средства в линию для производства так называемой «мягкой» черепицы. Сейчас в страну поступает лишь импортная. Мы, кстати, будем первыми белорусскими производителями! Рассчитываем, что к осени партии нового товара поступят на внутренний рынок.

Справка «ВЭ»

ПТ ООО «Тайфун» было основано в 1999 году. В октябре 2009 года общество вошло в состав международной группы ATLAS. Сегодня предприятие выпускает 57 различных наименований продукции, в основном строительные смеси, а также системы теплоизоляции зданий. В зависимости от сезона на заводе выпускается от 1 до 1,8 тысячи тонн продукции в месяц. Занято на предприятии 315 человек.

Большие надежды на Восток

Игорь Кронов, директор, председатель правления ООО «ПЦЦ Консьюмер Продактс Навигатор»:

— Нужно показывать безупречную порядочность, демонстрировать деловые качества и возможность решать сложные вопросы. В нашей компании я развиваю философию взаимной поддержки и взаимозаменяемости. Мы — команда, коллектив. Мы доказали свою жизнеспособность и готовность решать задачи, которые ставит концерн перед маленьким подразделением на востоке. Это самое главное, потому что когда сюда прилетал владелец группы РСС, куда мы входим, для него было важно понять, что здесь адекватные, хорошо подготовленные и грамотные специалисты. Мы показали, что готовы принять концепцию концерна, новые стандарты, философию организации и культуру производства. Мы сами дорабатываем продукт, придумываем дизайн, пробиваемся на полки магазинов, делаем собственные торговые марки. Сами разрабатываем идеи продукта. Что-то вводим, что-то выводим с полок. Время требует от нас постоянного движения!

Если проект производства на территории восточного рынка подтвердит свою жизнеспособность, то ожидаем вложения дополнительных инвестиций в линию розлива сложных химических продуктов. Пока перед нами стоит другая задача — освоить существующие мощности. Мы еще недозагружены, есть потенциал как минимум на 50 %.

Сейчас ведем переговоры с представителями Ирака. Трудные переговоры. Они просят нас: залейте в два раза больше запахов. Но, позвольте, мы не можем этого сделать. У нас есть определенные стандарты, продукты сертифицированы. Выпустить для них отдельный продукт? Разумеется, они были бы только за. Но это ведь долгий путь с регистрацией и сертификацией… В общем, увидим, что из этого получится.

Справка «ВЭ»

ООО «ПЦЦ Консьюмер Продактс Навигатор» было основано в 2001 году. Спустя 11 лет в компанию вложилось польское подразделение международного концерна PCC Group. Предприятие предлагает широкую линейку товаров профессиональной и бытовой химии, различные средства для клининга, а также автохимию. География распространения продукции — от Приднестровья до Владивостока. Предприятие насчитывает 67 сотрудников.

Мы приглашаем друзей, чтобы нас покритиковали

Андрей Барбашинский, директор ИООО «Белабеддинг»:

— На мой взгляд, первое, на что смотрит инвестор, — это качество. Очень важны коммуникация, стабильность и прозрачность бизнеса. Что нужно для инвестиционной привлекательности? Много трудиться. Много и усердно. Не ныть, что трудно, а просто работать! Только так можно завоевать место под солнцем. Нередко мы приглашаем на предприятие всех наших коллег, друзей, «неприятелей», чтобы они приехали и покритиковали нас. Они критикуют — мы внимательно слушаем. А потом делаем выводы. Очень важно искать новые возможности развития, новые способы ведения бизнеса. Коммуникацию я ставлю во главу угла. На мой взгляд, нужно не бороться с конкурентом, а объединяться.

Мы в минувшем году проинвестировали в новое оборудование около 800 тысяч евро. В текущем году намерены вложиться в строительство образовательного центра на нашей территории. Обучаться здесь будут продавцы и менеджеры. Обучаться тому, как работать с нашей продукцией. Это тоже коммуникация. Если недорабатывают наши продавцы — это одно. А если вы пришли в магазин и консультант неправильно вас проконсультировал? Вот именно. И каждый из покупателей останется в таком случае недовольным. Поэтому мы и хотим построить центр. Чтобы продавцы понимали, что они предлагают. Мы хотим подобрать правильный продукт. Правильный — исходя из запросов потребителя.

Справка «ВЭ»

ИООО «Белабеддинг» было основано немецкой компанией Fey&Co в 2006 году. В месяц фабрика выпускает 15 тысяч защитных чехлов и от трех до пяти тысяч ортопедических матрасов (390 моделей). Кроме того, производятся высокотехнологичные одеяла и подушки. «Белабеддинг» является первой компанией в Беларуси, которая стала выпускать кровати Boxspringbett. Продукция экспортируется в Германию, Латвию, Эстонию, Россию и Казахстан. Штат сотрудников — 125 человек.