Кто работает, пока тоже не ест. Истории гродненских предпринимателей, которые торгуют на Южном рынке
На Южном рынке сегодня торгует только 30 процентов предпринимателей, хотя договор аренды продлили почти все. Корреспондент «ВГ» прошел по торговым рядам и выяснил, что, несмотря на низкую конкуренцию, коммерция у предпринимателей пока идет слабо.
За месяц продал четыре платья
Будний день, обед. Многометровые торговые ряды практически закрыты. Работает от силы 40 человек. А рынок рассчитан почти на две тысячи торговцев.
Подходим к месту, где развешаны цветастые женские платья. Предприниматель Сергей широко улыбается. В бизнесе мужчина без малого двадцать лет. Его товар — четыре десятка симпатичных платьев для женщин среднего возраста. Все они пошиты в Гродно. Товар сертифицирован и прошел все проверки. Цена — от 300 до 850 тысяч рублей. Наценка составляет 30–50 % от закупочной цены.
— В месяц я плачу единый налог плюс за аренду места. Еще 800 тысяч уходит в фонд соцзащиты. Добавьте сюда транспортные расходы. Отсюда и наценка. Я бы рад сделать ниже, но поймите и меня. За январь я продал четыре платья. Какая тут торговля?! — объясняет Сергей.
По его словам, за последнее полугодие бизнес скатился в сплошной «минус». На взгляд Сергея, есть две причины — снижение покупательской способности и недоверие к отечественному продукту. Покупательницам товар нравится, они его примеряют и называют качественным.
— Все идет хорошо, пока не замечают на этикетке адрес производства. Сразу придираются к швам, называют устаревшим, — говорит Сергей.
Тех предпринимателей, кто требует отмены сертификации, он отлично понимает. По его мнению, люди боятся, что нарушат закон. В России накладной может быть обычный листок в клеточку с поставленной синей печатью. А в Беларуси такой формуляр считается документом строгой отчетности. Вот и «обжигаются» наши ИП в Москве.
Страшилка «ВГ»
Несмотря на то что для проверок сегодня взяли паузу, среди ИП ходят страшилки. Мы заинтересовались одной историей. Женщина торговала на Южном рынке обувью, имела на товар сертификаты. Товар проверили, обнаружили, что нет сертификата на… стельки. Обувь изъяли, женщину оштрафовали. Как рассказали в Гродненской областной инспекции Госстандарта, при наличии сертификата на обувь отдельный документ на стельку не требуется..
Рискнул — и остался ни с чем
Рубашки, водолазки, зимние кофты и спортивные байки — павильон Михаила занят турецким товаром. Уже год предприниматель ведет торговлю согласно новым требованиям. На каждой рубашке есть отдельная маркировка, со страной происхождения и проверенным составом. Такая сорочка стоит 450 тысяч рублей, а зимние кофты — от 650 тысяч.
— И это у меня еще смехотворная наценка, где-то 20–40 %. Стараемся привозить самые дешевые образцы. Это на тот случай, чтобы окончательная цена не пугала. За партию товара с сертификатом доплачиваю 300–500 долларов. Еще миллион рублей отдаю за проведение каждой пробы по составу. А таких проб может быть больше пяти. Я уже не говорю про НДС и растаможку. Да, еще расходы на доставку. Вот и получается серьезная итоговая цена, — рассуждает мужчина.
Год назад Михаил вложился в покупку товара с сертификатом. Он думал, что и все остальные поступят так же. Однако конкуренты пошли на хитрость: остатки распродали по большим скидкам, а на новые рельсы так и не перешли. Про нынешнее положение говорит, что «остался ни с чем».
Наш ответ Черкизону
С июля прошлого года на Южном работает первый в стране павильон с магазинами-складами. В идеале они должны были стать прообразом знаменитых оптовых складов на Черкизовском рынке в Москве. Белорусские оптовики оформляют здесь все документы на товар, делают сертификаты, проходят таможенные процедуры. За свой счет они перевозят товар в Беларусь. Сейчас на складах на Южном купить можно кроссовки, мужские сорочки, сумки и женскую обувь от польских фабрик, а также платья от одной гродненской фирмы. Выбор большой — только обуви около 250 образцов. Есть рассрочка платежа, оценки экспертизы и белорусские декларации.
Оптовые цены на летние женские туфли от 550 000 до 1 100 000 и выше, ботильоны — 630 000–1 500 000, сумочки — 320 000–
630 000. Очередь из ИП, желающих приобрести партию, пока не стоит. В день, по словам оптовика Людмилы, приходит один-два человека. А что поделаешь? На таможенное оформление уходит 30 % от цены производителя.
Кто вышел на работу
Как рассказали в администрации рынка, в будний день в конце февраля открыто было примерно 50 торговых мест из 1860 возможных. На выходных количество работающих павильонов увеличивалось в пять раз. На момент середины марта в будний день торгует уже 500 ИП и на выходных — около 600. Расторгнутых контрактов по аренде не зафиксировано. Кроме того, предпринимателям Южного рынка предоставят разовую льготу в 50 % по оплате за аренду торгового места (при уходе в отпуск на 24 дня). Уже подано 352 заявления на применение такой льготы, подчеркнул заместитель управляющего рынком Александр Громов.
Как рассказала начальник отдела питания и общественных услуг горисполкома Янина Близневская, на конец февраля на «Короне» торговало 60% предпринимателей из тех, кто заключил договора аренды торговых мест и объектов. На Центральном рынке работало 32% ИП, а на Южном — 12%.
Стоит отметить, что сейчас картина с работающими предпринимателями изменилась: на «Короне» выходят на работу порядка 70% ИП, а на Южном — около 30%.
По данным «ВГ» больше всего торгующих ИП на минирынках – 76%. Продлили договора аренды: на минирынках — 91% предпринимателей, на «Короне» — 73%, на Скидельском рынке — 71%, на Южном рынке — 97%.