«Зверополис»: Сестрица Кролик, Братец Лис
Девочка-крольчонок с детства носила синюю фуражку, мечтая стать полицейским и охранять общественный покой. К счастью, в мире, где живут одни лишь антропоморфные звери, а тигры дружелюбно делят трассу или кафе с мышами, нет ничего невозможного — так что экзамены крольчишка Джуди сдаст. Но, как окажется, даже животным не чужды предрассудки.
Зверополис / Zootopia
Роли озвучивали: Джиннифер Гудвин, Джейсон Бейтман, Идрис Эльба, Дж. К. Симмонс, Октавия Спенсер, Дженни Слейт, Шакира
Девочка-крольчонок с детства носила синюю фуражку, мечтая стать полицейским и охранять общественный покой. К счастью, в мире, где живут одни лишь антропоморфные звери, а тигры дружелюбно делят трассу или кафе с мышами, нет ничего невозможного — так что экзамены крольчишка Джуди сдаст. Но, как окажется, даже животным не чужды предрассудки.
Мультфильм не только разыгрывает извечно безотказную карту «барышни-крестьянки», приехавшей из захолустья в большой город, но и добивается комического эффекта просто тем, что визуализирует идею про сосуществование всех-всех зверей. Их разные размеры, привычки, повадки выливаются в потешные сцены, где вытекающая из здания река одинаковых офисных клерков состоит из леммингов, провинциальные кролики плодятся словно нигерийцы, заторможенных бюрократов играют ленивцы, а лису не доверяют даже слоны и львы — примерно как цыгану. И демократический «полис», и коммунистическая «утопия», как не переводи название, в этом смысле — лишь насмешка, самоирония создателей, отзеркаливающая человеческое общество.
Но анимационному «Диснею» уже десяток лет в силу обстоятельств помогает «Пиксар», поэтому одними лишь лобовыми юмористическими метафорами не обходится. «Зверополис» поднимает вопросы неравенства и добрососедства, над которыми западное общество, уже местами до них доросшее, с крайне переменным успехом бьется не один год — в том числе и в кинематографе. Игровое кино на подобные темы регулярно выходит пошлым, неглубоким, фальшивым — зритель чувствует, что лицедеи навязывают ему свои проблемы. В то время как абстрактно-собирательные, но куда более живые и искренние звери вместо людей одновременно упрощают и углубляют непростые ответы, что хочется найти и по эту сторону экрана.
У ленты три режиссера и восемь (!) сценаристов — и только после просмотра становится ясно, чем они все там занимались. Нехитрый сюжет про поиск пропавших, дающий найти заодно и себя, — это только скелет. Чуть важнее оболочка — стильная картинка, продолжающая яркий, броский стиль «Головоломки» или «Города героев», но большое внимание уделяющая мимике зверей, будь то расстроеннно дергающийся носик Джуди или кривая ухмылка ее приятеля-лиса. Именно эта мимика делает мультфильм не одномерным: часто даже хороший актер не передаст эмоцию на сто процентов, и сопереживать нарисованному кролику выходит некоторым образом проще и пронзительнее.
Однако еще важнее то, как глубоко мультфильм — эпизодами, моментами, передразниваниями — заглядывает в зрителя, поднимая вышеозвученные темы: маленькие и большие, хищники и травоядные, употребляющие власть на зло или во благо. К сожалению, те взрослые, кому важнее всего было бы увидеть «Зоотопию», либо не посмотрят, либо не поймут, ограничившись похохатыванием над медведями-мафиози и толстым леопардом. Но есть и другая важная аудитория — дети. Через поколение они будут сами сочинять новые мультфильмы или водить на них уже своих отпрысков. Гениальная «Головоломка» предлагала им понять, что творится у каждого внутри. «Зверополис», хоть он и не идеален, достойно продолжает тему, вытаскивая разговор наружу, предлагая взглянуть на тех, кто вокруг нас, будь они черные, рыжие, маленькие, слабые, хитрые, простодушные (лишь бы не безнадежно глупые), — и решить: достойны ли они наших любви и уважения? А достойны ли мы — их?
Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.
Читайте также: полный список обзоров