Как воспитывали настоящих мужчин 200 лет назад. Неизвестные факты из жизни первых гродненских рыцарей
А вы знали, что почти 250 лет назад в Гродно была собственная рыцарская школа, в которой обычных мальчиков превращали в настоящих мужчин? Новое учебное заведение просуществовало всего 22 года и закрылось после третьего раздела Речи Посполитой, в 1795 году. Накануне Дня защитников Отечества вспомним эту страничку гродненской истории.
В рыцари за семь лет
Рыцарская школа, она же кадетский корпус, открылась 29 апреля 1773 года. По постановлению сейма Речи Посполитой, здесь должно было обучаться до двухсот мальчиков — сыновей шляхты. Но из-за финансовых трудностей их количество постепенно уменьшалось и не превышало шестидесяти.
Первые пять лет кадеты осваивали общеобразовательные предметы. На шестой год они разделялись на два отделения: военное и юридическое. Учеба занимала семь лет. Выпускным считался высший, первый класс. Вся организация школы строилась по военному образцу (бригады и дивизии).
Своего здания кадетский корпус не имел. Занятия проводились в наемных помещениях: дворце Сангушко, в жилых домах разных лиц. Кадеты изучали планы военных действий, геометрию и арифметику, алгебру, немецкий язык, географию, учились рисовать, фехтовать, осваивали строевую подготовку. Кроме того, им преподавали французский, польский и латинский языки, древнюю историю и литературу. На юридическом отделении — римское право, гражданские и государственные законы.
Широко применялся метод, когда старшие и лучшие ученики объясняли материал отстающим. В кадетском корпусе не требовалась зубрежка. Здесь учили думать, делать выводы и анализировать полученные знания. Учеба была бесплатной.
Распорядок дня у кадетов
День начинался в 6:00. Слуги помогали младшим воспитанникам обряжаться в мундиры, надевать напудренные парики, гамаши. В 6:30 звонкая барабанная дробь созывала всех в большой зал для построения в шеренги. Кадеты с тревогой ждали осмотра. Дежурный офицер придирался к каждому недочету в облачении и чуть что давал нагоняй.
После краткой молитвы в часовне начинался завтрак. Меню было самым скромным и однообразным: зимой — подогретое пиво, забеленное мукой, и кусок хлеба; летом — хлеб с маслом. Чай или кофе давались только за деньги родителей.
Барабанная дробь в 8:00 оповещала о начале первого урока. В 12:30 мальчики вместе с воспитателями шли в столовую на обед. Каждая бригада садилась за свой стол. Слуги вносили еду в оловянных тарелках и кружках. Вначале — краткая молитва, затем один из лучших учеников громко декламировал правила поведения за столом. Сытный обед состоял из трех блюд. В это время один из учеников громко читал отрывки из «Газеты гродзеньской».
Потом все шли на площадку перед зданием подышать свежим воздухом и размяться. За прогулкой вновь следовали уроки, до 17:00. После полдника выполняли домашнее задание. В 20:00 маршировали строем на ужин. Затем давался час на игры и развлечения. В большом зале кадетов обучали танцам, фехтованию, некоторые устраивали подвижные игры либо упражнялись на большом, в натуральную величину, деревянном коне. В 22:00 гасили свечи.
Награды и наказания
Кадеты, как и все мальчишки, любили проделки и за это подвергались наказаниям. Самым суровым был арест в карцере — «на хлеб и воду» в течение недели. Зачастую офицеры «угощали» нерадивых учеников ударами плоской стороны шпаги. Первое время трость преподавателей гуляла по головам и спинам баловников за малейшую провинность, но вскоре от экзекуций отказались вообще и начали использовать новые методы воздействия.
Постепенно выработалась целая система похвал и отличий. Успешные и прилежные воспитанники после двух лет учебы могли носить палаш, патронташ и полный мундир. Старательные и успевающие кадеты получали право носить на левом плече маленький золотой эполет с двумя темно-синими полосками. Позже — такой же, но только с одной полоской. В старших классах награждали серебряной медалью с надписью «За прилежание», а также дорогими фолиантами. Церемонии эти опирались на средневековый обычай посвящения в рыцари и проходили весьма торжественно, с приглашением родителей и опекунов.
Прощание с рыцарской школой сопровождалось не только добрыми напутствиями коменданта и педагогов. Каждый выпускник в специальной книге оставлял обязательство хранить честь и гордость кадета. Имя каждого воспитанника записывалось на одной из четырех таблиц, помещенных на видном месте в самом большом зале корпуса.
Фамилии лучших записывались золотыми буквами на белом фоне, хороших — серебряными буквами на белом фоне, посредственных — голубыми буквами на желтом фоне, а нерадивых — на черной доске. От оценок, данных педагогами, зависели дальнейшие судьба и карьера.