Как в Гродно растят элиту белорусской армии. Один день из жизни кадетского училища
Военная форма детского размера, алые погоны, строгое расписание и никаких мобильников на уроках — корреспонденты «Вечерки» провели сутки в кадетском училище.
День начинается в 7:00 с команды «Подъем!» и зарядки. Через час — утренний осмотр. Его не пройдут те, кто не почистил обувь, забыл обновить подшивку на воротничке, не проследил за слегка оторванным шевроном. На устранение недочетов дается несколько минут. Всё как в настоящей армии. К порядку привыкаешь методом многократного повторения, даже если тебе всего тринадцать лет.
Курсанты встают рано и ведут сражения за право выйти к доске
Приезжие из разных уголков области живут в общежитии. Это отдельный этаж, где школьные кабинеты переделаны под жилые комнаты, рассчитанные на 3–4 человека. На столе — тетрадки и учебники, никаких плакатов и прочих веселых картинок. Отдельный шкаф вмещает зимнее обмундирование и парадные комплекты формы. В субботу ребята сами проводят генеральную уборку, и только на выходные могут взять увольнительную в город. Гродненские курсанты живут дома, но расписание у них такое, как у всех.
В кабинете математики учитель Тамара Острейко начинает урок с обязательного: «Здравствуйте, товарищи кадеты!» В ответ — хор голосов: «Здравия желаем, товарищ преподаватель!» Обучение построено так, что решение задачек превращается в конкурс «кто быстрее». Мгновенно вырастает лес рук, а за право выйти к доске буквально ведут сражение. На переменах в училище непривычно тихо. Сказываются кадетская выучка и воспитанность. Ребята обсуждают что-то. Прислушиваюсь — сложный параграф из учебника.
Эти дети — почемучки
— Учеба здесь — не цель, а средство для достижения намеченных целей, — говорит Виктор Матук.
Первые месяцы осложняются тем, что дети надолго покидают семьи. Дефицит родительского тепла восполняется вниманием преподавателей.
— С первых дней тут учат быть готовым к сложной жизни в вузах силовых ведомств. Самые младшие болезненно переносят оторванность от дома, от привычного уклада. При трудностях сразу идут к нам. Считают нас своими мамами, — говорит замдиректора по воспитательной работе Лариса Ходор.