Фантом памяти

Стремительными птицами разлетаются мои воспоминания о прошлом, когда листаю семейный альбом и рассматриваю старые фотографии.

Стремительными птицами разлетаются мои воспоминания о прошлом...

Вот снимки молодости моей бабушки — эта незнакомая семья приходилась ей дальней родней, но кто они, я не знаю. Помню только по рассказам бабушки, что мальчик в детском костюме-матроске на дореволюционной пожелтевшей фотокарточке был ее крестником. В годы революции он, уже будучи юношей, учился в Москве — и без вести пропал. Мама его очень горевала и не знала: ставить свечи за его упокой или молиться о здравии пропавшего сына?

В 1959 году примерный пионер-очкарик из нашего двора утверждал, что мы будем жить при коммунизме — и тогда спички и хлеб станут раздавать людям бесплатно. Малышня верила «знайке» и забрасывала вопросами: «А игрушки тоже будут бесплатными? А конфеты? А кино тоже будут показывать бесплатно?» Прошло время, мечта о коммунизме канула в Лету вместе с домом, в котором прошло детство юного пионера.

На снимке начала 60-х годов изображен мальчишка из нашей уличной команды. Его папаша с получки купил сыну новые ботинки. Счастливый пацан щеголял в обновке даже в летнюю жару и натирал ботинками кровавые мозоли. Лучше не рассказывать о том, как сложилась дальнейшая его судьба.

Как-то раз шла по подземному переходу на Советской площади и подумала: «Остановилась бы дама со старинной фотокарточки послушать художественный свист уличного музыканта или прошла бы мимо него вместе с другими прохожими? Наверное, она бы остановилась и послушала серенаду «свистуна».

Однажды зашла в подъезд старого дома, чтобы вспомнить свои детские страхи. По этим ступенькам я поднималась в квартиру своей учительницы музыки. Она была пожилой и не очень доброй: я не любила уроков музыки и боялась старухи. Но приходилось у нее учиться, потому что родители платили учительнице за мое музыкальное образование. Два раза прогуляла урок, а когда снова пришла, мне сказали, что моя учительница музыки умерла и ее на днях похоронили. Снимок старого подъезда с дежурным ангелом — моя память о старой учительнице музыки.

Есть такой технический прием в изобразительном искусстве, как фотоколлаж — свободное, произвольное соединение нескольких стилей фотоизображения, иногда даже не взаимосвязанных между собой. Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещения нескольких фотографических изображений в одном. Свою серию фотоколлажей назвала «Фантомом памяти». Они — художественное осмысление прошлого и настоящего.

Один в поле воин

 

Гродненская сиеста

 

Солдат Первой мировой войны на нынешнем поле в Фортах, на котором любят гулять влюбленные пары

 

Модница начала ХХ века. Скоро начнется ее горестный путь под вуалью вдовы

 

Мама с долгожданной дочерью

 

Прихожанка сельского храма и ее высокое небо

 

Память бабушки о деревенских качелях

 

 

Еще статьи:

 

Среда обитания — семидесятые

 

Первый снег и старые гродненские двери

 

Зимние каникулы

 

Сочельник Рождества Христова 

Графика зимы