«Звездные войны: пробуждение силы»: не те дроиды

В далекой-далекой галактике снова неспокойно (да и было ли когда иначе?): осколки Империи сформовались в очередную пародию на фашизм — Первый орден, а их рейды порой возглавляет неприятная фигура в черном плаще и шлеме. Солдат с недопромытыми мозгами, девушка-сталкер и милашка-дроид, механический Колобок, случайно сойдутся на пустынной планете, чтобы походя решить пару глобальных проблем — а, ну, и еще разобраться в себе. Наверное. Кажется.

 

Звездные войны: пробуждение силы / Star Wars: The Force Awakens

 

Режиссер — Джей Джей Абрамс

В ролях: Дэйзи Ридли, Джон Боейга, Оскар Айзек, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Донал Глисон, Адам Драйвер, Марк Хэмилл, Энди Сёркис, Макс фон Сюдов

 

В далекой-далекой галактике снова неспокойно (да и было ли когда иначе?): осколки Империи сформовались в очередную пародию на фашизм — Первый орден, а их рейды порой возглавляет неприятная фигура в черном плаще и шлеме. Солдат с недопромытыми мозгами, девушка-сталкер и милашка-дроид, механический Колобок, случайно сойдутся на пустынной планете, чтобы походя решить пару глобальных проблем — а, ну, и еще разобраться в себе. Наверное. Кажется.

Кратко из-за кулис:

• права на флагманские ленты «Звездных войн» ушли «Диснею»;

• впереди как минимум две трилогии, номерная и побочная;

• на одних лишь предзаказах билетов до середины декабря лента, которую еще никто не видел, уже заработала десятки миллионов;

• режиссер Абрамс — абсолютно неоригинальный, но очень увлеченный.

Теперь несложно догадаться, почему новый фильм сильно напоминает переснятый — и не скажешь даже «бережно» — четвертый эпизод, он же самый первый. Торговля ностальгией сегодня популярна как никогда, и «Звездные войны», конечно, — апогей этого процесса. Ведь история про звездолеты и лазерные мечи никогда не была научной фантастикой — это чистая сказка, фэнтези, по совпадению облачившееся в одежды космофантастики. Джордж Лукас признавался, что сам не понимает причин столь бешеной популярности своего детища, но искать их следует где-то там, в нечаянном соитии простых и противоречивых формы и содержания.

Да только тридцатилетнего охламона не запихнешь в распашонку невинного малыша, как ни пытайся. Создатели сознательно взяли почти полностью старую фабулу, сделали даже новых персонажей по четким лекалам старых (девушка — Люк, негр — Хан), оставили «ручными», старомодными не только многие спецэффекты, но и диалоги, и бои, и даже перещелкивание сцен (помните эти забавные кружки и полосы при неторопливой смене кадров?) — жуткий анахронизм, честно говоря. Кто-то всплакнет от умиления, но вряд ли все поклонники так истосковались, чтобы не замечать, что перенесено уместно, а что — нет; чего уж говорить об остальных. Как самостоятельное зрелище «Пробуждение силы» не выдерживает никакой критики, а ведь именно так, в первую очередь автономно, на него будут смотреть те, кто не был современником оригинальных частей в начале 80-х. Слоган «Пробуждения» — «У каждого поколения своя история», и, видимо, наше заслужило лишь такую вторичную.

Единственная из сколько-то свежих идей, которую получилось дожать, — сильный и самостоятельный женский персонаж. Во время побега парень то и дело хватает девушку за руку, а она возмущается: «Ты чего, я и сама умею бегать» — и действительно умеет, и не только бегать. В итоге барышня получилась даже слишком талантливая, и незадачливый напарник на ее фоне сознательно, хоть и забавно, меркнет, но это нормально: в 1983-м максимум для принцессы Леи в бронелифчике — с воплями давить цепью гору инопланетного сала, пока мужчины делают всю работу.

Однако в остальном фильм последовательно проваливает почти все возможности развить вселенную, внешне оставаясь при этом верным канону до последнего. Это напоминает самурая с пластмассовым клинком, который вроде и готов делать сеппуку, но не получается. У молодого злодея со сложной семейной историей отличный потенциал, но играет его юноша бездарно, особенно на фоне второстепенного рыжего генерала, которого умница Глисон-младший делает самым зловещим персонажем во всей картине. Милых приветов из прошлого завались, вроде останков шагохода АТ-АТ, в котором ночует поначалу героиня, но они здесь просто так, ради лишней фанатской ухмылки, и никуда не вписаны осмысленно. Один из таких приветов — печально известный эффект штурмовика, который заботливо перенесли сюда, сдув пылинки. Традиционная дуэль в этот раз — вообще без комментариев.

А главное, ощущение семьи, всегда стоявшее во главе угла на фоне галактических интриг и столкновений, размыто в неловких улыбках старичков и, кажется, потеряно навсегда. Это больше не сага про любовь, предательство и снова любовь — просто сырная нарезка из приключений разной степени увлекательности, беззастенчиво пользующаяся славой родителя, от которого на самом деле, в глубине души, уже отреклась.

P. S. Через два года выйдет восьмой эпизод, куда волей-неволей уж точно придется придумывать совсем новый сюжет, и снимет его замечательный Райан Джонсон. Возможно, это последняя возможность для вселенной не просто агонизировать миллионами прибыли, а очнуться от странной полулетаргии и, смахнув фальшивые наряды, которыми маскируют вялость, показать всем еще раз вейдерову мать.

 

Фильм можно увидеть в гродненских кинотеатрах. Расписание сеансов — в нашей афише.


Читайте также: полный список обзоров