Проверить за 60 секунд: в «Брузгах» заработал новый рентген (фото, видео)
Стационарный рентген, который просвечивает любой транспорт, начал работать в пункте пропуска «Брузги» в пятницу, 18 декабря. Благодаря этому время на досмотр машин сократилось в несколько раз — их не нужно вскрывать и разгружать.
Новый комплекс состоит из помещения для сканирования, защитного сооружения для рентгеновского оборудования и здания для персонала. По сравнению с мобильным рентгеном этот работает в 2–3 раза быстрее.
— В результате 60-секундного сканирования работник таможни увидит все, что находится в транспорте. Процедура с заездом, сканированием, проверкой документов и выездом из зоны контроля займет 5–10 минут, — рассказал начальник отдела проведения операций таможенного контроля Гродненской региональной таможни Виталий Парфенов.
Чтобы следить за облучением, каждому работнику комплекса выдали индивидуальные дозиметры. Рабочую зону, где находится рентген, контролируют камеры, которые выведены на мониторы персонала. Также помещение оборудовано системой аварийной остановки процесса, если радиация превысит разрешенную дозу.
— Если внутри ангара окажется человек, он сможет в считанные секунды самостоятельно остановить сканирование. Для этого нужно дернуть красный трос, который натянут вдоль стен. Повторное сканирование будет возможно только после перезапуска всей системы, на что уйдет не менее семи минут, — добавляет Виталий Парфенов.
Процедура проста: машина заезжает в помещение, после чего водитель переходит в комнату ожидания. Работник таможни проверяет через видеокамеру, нет ли кого в опасной зоне. После чего включается рентген, который передает изображение на монитор компьютера.
С этого момента работник комплекса получает сканограмму для анализа. Каждый цвет — вид материала, из которого состоит автомобиль и груз. Жидкость — зеленая, металлические предметы — синие, вложения — оранжевые. Можно посчитать количество грузовых мест.
— Например, в этой машине занято 22 грузовых места. Водитель везет фрукты из Италии в Минск. В кабине и полуприцепе тайников нет, — поясняет оператор за компьютером. — Если все в порядке, груз соответствует документам, мы ставим отметки, и машина уезжает. В итоге на проверку ушло около около пяти минут, тогда как ручной досмотр в зависимости от груза может длиться часами, сутками и даже неделями.
Кстати, первый раз рентген протестировали два дня назад на легковушке. И он не дал осечки: работник таможни увидел контрабанду, которую водитель спрятал под запасным колесом.
Справка «ВГ»
Рентген построили в соответствии с программой трансграничного сотрудничества «Польша — Беларусь — Украина» на 2007–2013 гг. Около 2,45 миллиона евро выделил Евросоюз, 270 тысяч евро (10 % от стоимости) — республиканский бюджет.
С прошлой осени подобный рентген работает в «Привалке». Планируется, что в 2016 году аналоги появятся в пунктах пропуска «Берестовица» и «Песчатка».
В тему
С польской стороны подобный комплекс работает на границе с Литвой. В пункте пропуска «Кузница» также есть помещение для углубленного досмотра транспорта, хоть и не такое современное. В будущем на его месте планируется построить досмотровой комплекс нового поколения, сообщил заместитель начальника Таможенный службы в Белостоке Петр Щепаняк.