«Человек больной, это понятно. А кто будет отвечать за смерть матери?». Начался суд по делу об убийстве табуреткой в больнице
В Гродненском областном суде началось рассмотрение дела об убийстве табуреткой двух пациенток в больнице по Коммунальной улице. Главного фигуранта дела признали психически больным.
Нуждается в помощи психиатра
На скамье подсудимых — 56-летний гродненец. Он женат, есть дети, не работает, ранее не судим. Потерпевшими признаны четверо: две травмированные в больнице женщины и два сына погибших пациенток. Дело рассматривает судья Андрей Лихач.
В «клетке» крупный мужчина в цветастой рубашке и вязаном светлом свитере с подвернутыми рукавами. Его пухлые руки дрожат. Он изредка робко поднимает глаза на присутствующих. Сидит сильно согнувшись. Вдруг горестно закрывает лицо широкой ладонью. При уточнении судьей его данных лишь кивает согласно головой, ничего не говоря. Потерпевшие и родственники разместились на креслах двумя плотными рядами.
Прокурор зачитал постановление о применении принудительных мер безопасности и лечения. Бумага передает суть произошедшего: мужчина ночью вошел в женскую палату и избил четырех пожилых пациенток деревянной табуреткой. Удары пришлись в том числе по голове. В результате одна из пострадавших, пожилая женщина, скончалась на месте, вторая умерла через месяц в реанимации. Согласно психолого-психиатрической экспертизе, у мужчины на момент инцидента было и до сегодняшнего дня остается психическое заболевание, из-за которого он не мог осознавать свои действия и руководить ими. Прокурор отметил, что тот не страдает от алкоголизма, и добавил, что мужчина нуждается в принудительных мерах безопасности и лечения в психиатрическом стационаре под строгим наблюдением. В суде его законным представителем является сотрудница центральной поликлиники.
«Ты мяне пакалечыў, але я цябе прашчаю»
Адвокат предложила не допрашивать подзащитного, поскольку он болен и его показания не имеют доказательной силы. Судья ее поддержал. Допрос начался с потерпевших. Одна из них не смогла явиться на суд, так как плохо себя чувствует и с трудом передвигается даже по квартире.
Второй потерпевшей, Леонарде Викентьевне, 83 года. Она пришла в суд с палочкой. Давала показания сидя, со своего места, так как ей трудно было стоять. Бабушка плохо слышала и иногда отвечала невпопад, взволнованно вспоминая о событиях той ночи.
— Дзеткі, то вы кажыце, калі чуеце, — просила она своих детей помогать ей отвечать на вопросы.
Оказалось, что женщина так крепко спала, что не слышала, как ее били. Не видела и своего обидчика — «поцемак быў, святло ўжо выключылі, а пасля яго хутка вывялі». Не помнит, как сама выходила из палаты.
— Я помню толькі, што медсёстры мне валасы стрыглі. Сказалі, што павядуць на аперацыю. У мяне ўся галава была чорная, апухшая… А тую жанчыну, што каля мяне ляжала, забіў насмерць. Я не чула тыя піскі-візгі… Я яму так сказала: «Не ведаю, чаму ты пайшоў біць нас, старых бабаў. Ты мяне пакалечыў, але я цябе прашчаю».
Женщина рассказала, что у нее теперь постоянно болит голова, плохо видит глаз. Претензий к своему обидчику она не имеет, правда, высказала устное пожелание, чтобы вернул ей деньги за лекарства.
Сын погибшей: «Бог ему судья»
Третий потерпевший — Иван Иванович, сын погибшей на месте женщины.
— Я накануне навещал мать, беседовал, принес ей гостинец. Она лежала в больнице, потому что болело сердце, поднималось давление. А с утра позвонила заместитель главврача и сказала, что мать умерла. Я не поверил. А когда приехал в больницу, узнал, что ее убили, — вспоминает Иван Иванович.
Он просит возместить ему 140 миллионов рублей морального вреда и 10 миллионов материального — расходы на похороны.
— А так претензий никаких. Бог ему судья, — добавил сын погибшей пациентки.
Четвертый потерпевший — Андрей Николаевич, сын 65-летней женщины, которая умерла спустя месяц.
— Мне утром позвонила двоюродная сестра и сказала, что мать умирает. Сначала говорили, что ее порезали, потом я понял, что табуреткой избили. А остальные подробности я увидел по телевиденью и в интернете. Мать еще месяц пролежала в реанимации. Глаза не открывала, но врачи говорили, что была в сознании.
Андрей Николаевич просит возместить моральный вред в размере 100 миллионов рублей. «Я на работе деньги потерял. Почти целый месяц отпрашивался, брал дни за свой счет, навещал мать в больнице».
Адвокат дважды задавала вопрос обоим сыновьям погибших женщин: у кого они просят возместить моральный вред и понимают ли они, что человек на скамье подсудимых не понимал, что делает. Оба родственника мялись, подыскивая нужный ответ. Второй из них не выдержал:
— Человек больной, это понятно. А кто будет отвечать за смерть матери?
Суду еще предстоит найти ответ на этот вопрос.
Только факты
Инцидент произошел ночью 4 июня 2015 года в больнице на Коммунальной улице. Пациент, который за несколько часов до этого поступил в медицинское учреждение, ворвался в палату к престарелым женщинам и начал избивать их табуреткой. В результате одна погибла на месте, вторая через месяц скончалась в реанимации. Еще двое получили травмы разной степени тяжести. Возбуждены уголовные дела по п. 1, 2 ч. 2 ст. 139 («убийство заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии»), ч. 1 ст. 14 («покушение на преступление»), п. 1, 2 ст. 139 («убийство») УК Беларуси.