Яйца Фаберже и игрушка Папы Римского ‒ минский бизнесмен привез в Гродно коллекцию дорогих новогодних игрушек

Копия игрушки, подаренной Папе Римскому, шары с копиями картин Ван Гога и Шишкина, яйца Фаберже и африканские соломенные ангелы — более трехсот новогодних игрушек привез в Гродно минский бизнесмен Андрей Бегун. Его коллекция — единственная в Беларуси, а увлечение — нетипичное для путешественника, который объездил 50 стран мира.

Копия игрушки, подаренной Папе Римскому, шары с копиями картин Ван Гога и Шишкина, яйца Фаберже и африканские соломенные ангелы — более трехсот новогодних игрушек привез в Гродно минский бизнесмен Андрей Бегун. Его коллекция — единственная в Беларуси, а увлечение — нетипичное для путешественника, который объездил 50 стран мира.

Елочные игрушки он присматривает на блошиных рынках, собирает по чердакам и приобретает за немалые суммы у мастеров-изготовителей. Среди экспонатов как милые безделушки за пять долларов, так и инкрустированные камнями шары ценой в несколько тысяч долларов.

Долгое время внушительная коллекция пылилась по антресолям и коробкам, перестала помещаться в шкафы. Часть предметов даже пришлось перевезти в складское помещение офиса. В прошлом году Андрей Бегун впервые выставил елочные украшения в Национальном историческом музее. Неожиданно для него выставку посетило 30 тысяч человек, а некоторые настолько вдохновились экспонатами, что сами приносили новогодние «раритеты». В этом году параллельно с Минском подборку из своей коллекции Андрей решил показать и в Гродно.

— Сейчас прилавки заполонили дешевые китайские игрушки. Многие из  нас уже забыли, как выглядит настоящий стеклянный шар. Елочные украшения перестали быть произведениями искусства. Хотелось сделать сказку для взрослых и детей. Я очень люблю путешествовать и каждый раз привожу не сувенирный магнитик, а елочную игрушку — это не банально, к тому же нет такого холодильника, на который поместились бы все магнитики из моих поездок, — шутит Андрей.

 

 

От безделушек до артефактов XIX века

По задумке экспозиция должна выглядеть так, чтобы дети и взрослые попадали в атмосферу новогоднего праздника. Получилось что-то вроде волшебного лабиринта — путешествие начинается с истории первой стеклянной игрушки и оканчивается демонстрацией елочных украшений наших дней. Здесь и голландские фарфоровые вещицы в традиционной технике росписи, всевозможные скоморохи чехословацких мастеров, санта-клаусы, ангелы, найденные у старьевщиков. 

— Коллекционирую игрушки с детства, но осознано — последние несколько лет. Конечно, можно посетить несколько антикварных магазинов, быстро скупить то, что интересует, и собрать коллекцию. Но такой вариант — дорогостоящий. А вот выискивать артефакты по европейским блошиным рынкам, торговаться гораздо сложнее, но менее затратно, — поясняет суть увлечения наш собеседник.

Правда, иногда трудно представить истинную ценность приобретенной игрушки. Порой даже продавец затрудняется ответить, откуда безделушка, с какой историей. Коллекционер признается, что доверяет интуиции, поэтому —   везет. Так, украшение в виде ангела купил на блошином рынке в Будапеште за 15 евро, но есть вероятность, что это предмет XIX века. Там же нашел стеклянный шар размером почти с баскетбольный мяч. Он оказался с венского рождественского бала и датируется концом XIX века. Его удалось купить менее чем за 500 долларов.

Возле стенда с советскими игрушками на посетителей всегда  накатывает ностальгия — многим знакомы привычные с детства шишки, ежики, кукурузы хрущёвских времен.

 

 

Шары с картинами изготавливали несколько недель

Самые дорогие украшения — изготовленные на заказ. Яйца Фаберже, инкрустированные драгоценными камнями, стоили коллекционеру нескольких тысяч долларов. Такие на елку не повесишь — слишком тяжелы, зато можно поставить на центральное место в доме. Есть у Андрея точная копия игрушки, подаренной умельцами Папе Римскому Иоанну Павлу II. Оригинал занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой праздничный шар, который выдули из стекла.

Елочные украшения с репродукциями картин Леонардо да Винчи, Ван Гога, Пикассо несколько мастеров специально расписывали для Андрея. По его словам, это кропотливый труд — на роспись одной штуки уходило несколько недель. Самое сложное — последний этап: кажется, что шар готов, но в любой момент может лопнуть.

 

 

В Дагестане и Азербайджане новогодних игрушек не нашел

Игрушки из Австралии — зоопарк экзотических животных: тасманийский дьявол, кенгуру, коала, черепаха. За одну поездку на дальний континент Андрей приобрел сразу 50 украшений. Сложнее всего пришлось в Африке. В Конго, Кении, Свазиленде, Руанде, Замбии, Зимбабве рынков старья как таковых нет. Приходилось разузнавать у местных торговцев. К тому же с английским у африканцев сложно — не расспросить, не поторговаться. Однако нашел соломенных ангелов, колокольчики из бисера — игрушки, уникальные по технике исполнения. Но даже в бедных странах покупал их по европейским ценам — от 5 до 15 долларов. Долго искал пополнение для коллекции на острове Ява в Индонезии. А на соседнем острове — Бали — обнаружил небольшой городок, где работает фабрика по производству… уникальных игрушек для европейского потребителя. Кстати, в Азербайджане и Дагестане ничего не присмотрел. Говорит, летом не сезон, а блошиных рынков там нет.

Мечтает открыть музей в центре Минска

Скромная витрина белорусских игрушек насчитывает всего несколько экспонатов. Андрей с сожалением отмечает, что школа изготовления елочных украшений в Беларуси загублена — фабрика, где их производили, развалилась в 90-х, а новая так и не появилась. Хотя бизнесмен не раз проявлял инициативу, поглядывая в сторону частного предприятия в одной из деревень Кореличского района, где мастерят глиняные сувениры.

— Мы не раз предлагали директору: давайте вас раскрутим, поможем реализовать продукцию, сделаем, наконец, бренд Беларуси — новогодняя игрушка из глины. Готовы были помочь финансово, но на заводе даже не смогли в течение полугода выполнить наш заказ. К сожалению, предприятиям не хватает маркетинга: даже если сделают хорошую вещь, не могут ее красиво позиционировать, — говорит Андрей Бегун.

Сейчас прорабатывается вопрос создания музея. Он мог стать изюминкой для гостей столицы, ведь во всей Европе популярны как магазины, так и музеи елочных игрушек, которые посещают круглый год.

— Очень был рад, если бы Министерство культуры предложило отдельное здание, — поясняет коллекционер, — мы бы его реконструировали и обустроили музей. Пока же есть варианты с арендой, но стоимость ее в центре Минска, к сожалению, запредельная,  

Профессиональная сфера деятельности Андрея — проектирование и строительство сетей коммуникаций. Он говорит, что бизнес позволяет тратить деньги на необычное хобби и посвящать ему свободное время. Коллекционер не оставляет свой замысел о музее елочных украшений. Но пока это лишь его личная инициатива.