Смогут ли гродненцы воспользоваться малым приграничным движением?

Белорусы считаются рекордсменами по количеству шенгенских виз на тысячу жителей, нашим согражданам реже всего отказывают в их выдаче, так как считают самыми лояльными посетителями Евросоюза. Интерес к поездкам к западным соседям может стать главным толчком к тому, чтобы ускорить запуск режимов малого приграничного движения (МПД). Сейчас межправительственное соглашение об упрощенном порядке взаимных поездок жителей приграничья действуют между Беларусью и Латвией, соглашения с Польшей и Литвой пока существуют только на бумаге.

Когда они вступят в силу, ходить друг другу в гости по «упрощенке» смогут более 1,5 миллиона жителей Гродненской и Брестской областей и примерно столько же — польского и литовского приграничья. Сегодня такое право имеют чуть менее двух процентов белорусов. Правда, лишь сотая часть из них в реальности его используют. О том, зачем стоит упрощать пересечение границ Шенгена, почему тормозятся эти процессы в нашей стране и в чем преимущества МПД, говорили во время круглого стола в Гродно в конце ноября.

20 евро вместо 60

Малое приграничное движение — это особый режим, который позволяет жителям, проживающих на отдалении 30–50 км по обе стороны от границы стран ЕС, посещать приграничье соседних стран без визы, по специальному разрешению. По сути, это небольшая лазейка, дающая возможность увеличить поток пересечения границ Евросоюза, смягчить отрицательные последствия расширения Шенгенского пространства, которое произошло в 2007 году, и увеличить мобильность жителей приграничья.

Малое приграничное движение имеет ряд интересных преимуществ. 

— В белорусско-польском соглашении указано, что разрешение на МПД должно выдаваться на два года, а последующее — на пять лет. Поэтому жителям Гродненской и Брестской областей, которые используют визу лишь для того, чтобы отправляться в Белосток, Сокулку, Бяло-Подляску или другие приграничные города, может оказаться выгоднее получить такое разрешение за 20 евро сначала на 2 года, а затем на 5 лет, чем уплачивать визовый сбор 60 евро за шенгенскую визу, выданную на год или шесть месяцев, — говорит Андрей Елисеев.

К тому же МПД дает право практически круглый год находиться на приграничной территории сопредельного государства. Для сравнения: владельцы шенгенских виз могут пробыть в странах Шенгена всего 90 дней в любой 180-дневный период. Соглашения о МПД в марте 2013 года было признано Европейским судом исключением из шенгенского законодательства. Теперь обладатель разрешения на МПД имеет право непрерывно находиться на территории приграничной зоны соседней страны три месяца, а после каждого возвращения на родину — еще три.

«На практике это означает, что человек может жить 90 дней в том же Белостоке, затем хотя бы на минуту приехать в Беларусь и снова вернуться на территорию Польши еще на 90 дней», — уточняет Андрей Елисеев.

 

Как белорусы побили мировой рекорд по визам

Значимость появления режимов МПД для нашей страны особенно велика, равно как и интерес к поездкам к европейским соседям. В подтверждение Андрей Елисеев приводит цифры. Оказалось, что белорусы занимают первое место в мире по количеству шенгенских виз на душу населения. Из тысячи жителей такая виза есть у 92 наших соотечественников. Для сравнения: в России, шенгенскую визу имеют лишь 4 % граждан. Только в 2014 году белорусам было выдано более 880 тысяч шенгенских виз. Больше выдавалось лишь в России, Китае и Украине. Стоит учесть, что для россиян и украинцев обязательный сбор за шенгенскую визу составляет всего 35 евро.

  

Зачем латышам белорусское приграничье?

Из трех участков, граничащих со странами ЕС, в Беларуси оно работает только на белорусско-латвийской границе. Данное соглашение вступило в силу в декабре 2011 года, а пересекать границу по упрощенной схеме стало возможным уже в начале 2012 года.

Три года работы показали, что упрощенный режим оказался более востребованным скорее среди жителей латвийского приграничья. Ежегодно белорусское консульство в Даугавпилсе выдает около 10 тысяч разрешений для латышей.

— В основном это уроженцы Беларуси, которые в советское время переехали жить в Латвию, тот же Даугавпилс. А теперь посещают своих родителей и родственников, которые остались в Беларуси, — отмечает аналитик белорусского института стратегических исследований Андрей Елисеев. — Показательно, что среди всех ныне действующих соглашений о МПД, именно латвийско-белорусское содержит наиболее подробный список родственных связей, которые позволяют жителям приграничья подавать заявку на разрешение. Население приграничных территорий здесь составляет порядка 166 тысяч, доля владельцев разрешений составляет около 6 %.

Как сообщил Угис Скуйя, в 2014 году латвийское консульство в Витебске выдало 1260 разрешений для белорусов, за 8 месяцев 2015 года — 632. За этот период было только 13 отказов.

Система выдачи разрешений МПД функционирует слаженно, считает руководитель консульства Латвийской Республики в Витебске Угис Скуйя.

— Регион, который с белорусской стороны может претендовать на получение разрешения об упрощенном пересечении границы, — это приграничная часть Верхнедвинского, Миорского и Браславского районов, — поясняет Угис Скуйя. — Наше консульство делает техническую работу, мы не принимаем решений о выдаче или отказе. Это делают пограничные службы в Риге на основании списков, составленных в Беларуси. Выдается разрешение на основании заявления на 1 год, стоит 20 евро и вклеивается в паспорт как виза.

Соглашения подписаны, а движения нет

Белорусско-латвийское МПД — одно из самых малых. В пограничной зоне с белорусской стороны проживает всего 65 тысяч человек. Масштаб станет более заметен, когда начнут действовать соглашения о МПД между Беларусью, Литвой и Польшей. Оба подписаны и ратифицированы. Чтобы они вступили в силу, требуется небольшая формальность с белорусской стороны — направить в Варшаву и Вильнюс ответную ноту с сообщением о своей готовности запустить соглашения.

В нашей стране в 50-километровую зону попадает 920 тысяч человек, которые соседствуют с Польшей, и 700 тысяч человек, которые соседствуют с Литвой. Учитывая, что частично эти территории пересекаются, в общей сложности в данной пограничной зоне будет проживать почти 1,5 миллиона жителей Гродненской и Брестской областей. Правда, пользоваться всеми преимуществами МПД смогут лишь те белорусы, которые докажут, что у них действительно есть обоснованные причины посещать соседнее приграничье без визы.

Андрей Елисеев рассказал о проблемах, которые пока препятствуют введению в действие соглашений о МПД с Польшей и Литвой. Прежде всего — это политические и экономические. Так, не способствовали продвижению данных вопросов санкции ЕС в отношении Беларуси. С другой стороны, белорусские власти опасаются, что может значительно вырасти количество поездок белорусов в Польшу и Литву не только в гости к родственникам, но и за покупками.

Как следствие — увеличится количество импорта. Только за минувший год граждане РБ купили в Польше товаров почти на 900 миллионов долларов (без учета данных, внесенных в таможенные декларации, иначе эта цифра была бы значительно выше). Сегодня на фоне потепления отношений Беларуси с ЕС и отменой санкций появилась хоть и небольшая, но надежда на то, что процедуры запуска МПД в Беларуси сдвинутся с мертвой точки.

   

Что с погранпереходами и нарушителями?

Неоднократно белорусская сторона заявляла о том, что нужно оптимизировать инфраструктуру, увеличить пропускную способность погранпереходов, чтобы не допустить образования очередей. И пока техническая сторона не будет организована, ждать введения МПД не стоит. Необходимо организовать и специальные переходы исключительно для участников малого приграничного движения. Один из них успешно работает на белорусско-латвийской границе.

Как отмечает Андрей Елисеев, исследования пограничной инфраструктуры на других участках восточной границы ЕС с действующими МПД показала, что она практически везде далека от идеальной и недостаточно эффективно справляется с большим пассажиропотоком. Большинство секций получило оценку как «едва приемлемую» и «хорошую», но это не помешало запустить МПД.

Проблемой, как для стран-участниц ЕС, так и для их соседей, становится контрабанда и торговля подакцизными товарами. С ней сталкивается большинство стран. Например, для поляков, которые направляются в соседние восточные страны, двумя основными статьями расходов становятся топливо и алкоголь, которые составляют до 80 % от общей суммы расходов в пограничной зоне. Зато структура предпочтений граждан соседних стран в Польше более разнообразна. Она включает стройматериалы, запчасти, одежду и обувь, бытовую технику, моющие средства, мясо и другие продукты питания.

Участники круглого стола интересовались: не станут ли обладатели разрешений на МПД отправляться вглубь страны без наличия визы? Андрей Елисеев привел в качестве примера опыт других стран. По его словам, случаи пересечения дозволенной приграничной зоны довольно редки. Это можно объяснить тем, что за такие нарушения предусмотрено довольно строгое наказание. Его слова подтвердил и Угис Скуйя. Он привел интересный пример:  одного из жителей витебского приграничья с пропуском на МПД задержали в Праге. «Такие случаи крайне редки и являются скорее исключением. У нарушителя могут аннулировать или изъять разрешение на МПД, также у него могут возникнуть проблемы при получении шенгенской визы, крайняя мера — полный запрет на въезд в Евросоюз», — уточнил Угис Скуйя.

Справка «ВГ»

Что думают жители приграничья о МПД?

Как показали результаты социологического опроса, который проводился в декабре 2012 года, белорусы довольно неплохо знают, что такое МПД. Поддерживают запуск данного режима 54,2 % жителей из Брестской, 72 % — Гродненской областей.

Еще один опрос проводился в пограничных областях Польши и в Калининградской области России в 2013 году. Около 60 % жителей польского пограничья и 45 % жителей Калининградской области считают, то МПД придает толчок развитию их региона. Еще более оптимистичная оценка была получена со стороны местных властей — на положительное воздействие указали 69 % представителей Польши и 90 % из калининградского региона.

Кстати

Регламент Евросоюза, принятый в 2006 году, дает возможность государствам ЕС заключать соглашения с соседними странами о безвизовом режиме пересечения границы для жителей, которые живут в пределах 30–50 километров от границы. Чтобы соответствовать статусу «житель приграничья», лицо (включая граждан стран, которые не являются сторонами соглашения и лица без гражданства) должно законно проживать на приграничной территории как минимум один год. В исключительных и обоснованных случаях (например, для близких родственников жителей приграничья) такие сроки могут быть уменьшены. В большинстве действующих соглашениях о МПД такими родственниками признаются супруги, дети до 18 лет, находящиеся на попечении жителей пограничья, совершеннолетние лица.

Сейчас из 14 участков границы ЕС на 9 из них действуют режимы МПД. За 2008–2014 годы было выдано около 600 тысяч разрешений на МПД, которые позволили их обладателям совершить миллионы пересечений границы и находиться в приграничье соседней страны без визы.

В тему

Параметры пограничных зон в рамках действующего и потенциальных МПД

МПД

Длина границы

Население в погранзоне страны ЕС

Население в белорусской погранзоне

Латвия — Беларусь (действующее)

171 км

166 000

65 000

Литва — Беларусь (потенциальное)

680 км

800 000

700 000

Польша — Беларусь (потенциальное)

605 км

600 000

920 000