Зачем детям такие подробности? У школьников спросили о наркотиках и сексе
Два месяца ученикам белорусских школ задавали странные вопросы. В анкетах спрашивали, какие виды наркотиков они пробовали и какое место занимает в их жизни секс.
В первую очередь на них обратили внимание депутаты, которых удивила постановка вопросов, дескать, «опросники такие, что если не курил, так закуришь». В Министерстве образования, наоборот, комментируют, что анкеты разрабатывали серьезные ученые.
«Вам понравилась бы работа официантки?»
— Дочка-шестиклассница принесла такую анкету домой, чтобы мы разрешили ей заполнить. Мы посмотрели вопросы и ужаснулись: у детей спрашивают, какие наркотики они пробовали, а в вариантах ответов напрямую перечисляются виды (в газете мы не имеем права приводить эти названия. — «ВГ»). Я считаю, что моему ребенку пока рано знать такие подробности, — высказалась одна из мам.
Психосоциальное анкетирование проводили школьные психологи в 5–11 классах. Для учеников 5–7 классов были подготовлены анкеты с разными вариантами ответов. К примеру, если школьник утвердительно ответил, что он употреблял алкоголь, то в следующем вопросе нужно указать причину этого. Предлагают — «любопытство», «желание почувствовать себя взрослым», «эмоциональное переживание, стресс» и графу «другое».
Учеников 8–9 классов просят поставить галочку напротив утверждений, с которыми они согласны. Самые «интересные» звучат так: «Мне бы понравилась работа официантки в ресторане или дегустатора вин», «Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты», «Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие» и пр.
Для учеников 10–11 классов предлагали вопросы: «Бывает так, что вам хочется выругаться?», «Вы замечали иногда, просыпаясь утром, что так сильно ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке?», «Вы точный и аккуратный человек?». При этом вариантов ответов несколько: «никогда», «иногда», «затрудняюсь ответить», «часто», «всегда».
Минобразования: вопросы должны задаваться в лоб
Всерьез об обязательном тестировании на наркотики в школах заговорили год назад. В Министерстве образования подчеркивают, что форма психосоциального анкетирования выбрана не случайно, а порядок проведения подписали министр образования и министр здравоохранения.
— Цель тестов — не узнать, пробовал ли школьник наркотики, а выявить предрасположенность подростков к аддиктивному поведению с возможными негативными последствиями, когда ребенок пытается убежать от реальности, а также выявить личное отношение к алкоголю, наркотикам и курению. В таком случае вопросы не могут быть завуалированными, они должны быть «в лоб», чтобы «взбудоражить» психоэмоциональную систему и получить от школьника честный ответ, — комментирует нововведение пресс-секретарь Министерства образования РБ Юлия Ванина.
Собеседница подчеркивает, что вопросы для психосоциального анкетирования готовила команда белорусских ученых на базе Национального института образования с учетом зарубежных исследований и литературы на эту тему.
— У родителей нет причины для волнения: во-первых, анкетирование добровольное, и можно отказаться от участия. Во-вторых, мама или папа также вправе присутствовать при заполнении тестов или ознакомиться с результатами. Несмотря на то что тесты не анонимные — указываются фамилия и возраст, — личные данные каждого ребенка хранятся в школах, а в отделы образования передается только статистика.
Будут ли пересматривать вопросы в анкетах, покажет время. Для этого надо, чтобы инициаторы — белорусские депутаты создали специальную комиссию и провели анализ эффективности исследования.
К слову, в школах говорят, что количество родителей, запретивших детям отвечать, небольшое.
— У нас около десяти родителей школьников, которым еще не исполнилось 14 лет, отказались от анкетирования. Все ученики старше 14 лет приняли участие, но им письменное разрешение у родителей брать не нужно, — сообщили в СШ № 23.
Мнение психиатра: «Такие подробности лишние»
Заведующая наркологическим отделением для лечения и реабилитации лиц, страдающих зависимостями, Гродненского областного клинического центра «Психиатрия — наркология» Валентина Мурина:
— Я сомневаюсь, что подобное анкетирование эффективно. Во-первых, тесты не анонимны: ученики не будут честно отвечать на вопросы, зная, что результат доведут до сведения родителей и педагогов. Даже находясь уже на лечении, молодые люди зачастую отрицают или значительно приуменьшают размеры употребления наркотических веществ. Вызвало непонимание перечисление в анкетах видов наркотиков. Для пятиклассников, допустим, такие подробности лишние.
Специалиста удивила провокационная форма вопросов и утверждений: «Мне бы понравилась работа официантки в ресторане или дегустатора вин», «Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест».
Кстати
Как оказалось, чтобы психологи забили тревогу, ученику нужно набрать приличное количество баллов. К примеру, у 10–11-классников результат свыше 150 баллов указывает на группу риска формирования химической зависимости. В этом случае информацию передадут родителям, а самого ученика направят на медицинский осмотр. По задумке, анкетирование в каждой школе проводится не реже одного раза в год.